Я - Anti-Orange!
Уважаемые участники форума!
Сайт "Я - Анти-Оранж" переехал по адресу anti-orange.com.
Там же находится новый форум.
Данный форум работает в режиме архива, все функции, кроме чтения отключены.

Движение неприсоединение

 
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Я - Anti-Orange! -> Вектор развития
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
phoenix®

Site Admin


Зарегистрирован: 21.02.2005
Сообщения: 2864
Откуда: СССР, город-герой Киев

Сообщение Движение неприсоединение  |    Добавлено: Пт Янв 19, 2007 6:18 pm
Ответить с цитатой

Под красную икорку-с, скажет кто-нибудь и будет совершенно прав. Smile А если серьёзно, то мы мало знаем об этом движении. Попробуем понять. Что это за зверь.

ДВИЖЕНИЕ
НЕПРИСОЕДИНЕНИЯ
на пороге ХХI века

С.Крылов, кандидат исторических наук, доцент кафедры дипломатии МГИМО МИД РФ

Движение неприсоединения, возникшее в 1961 г., объединяет сегодня в своих рядах 114 суверенных государств Азии, Африки, Латинской Америки, Европы и Океании. Еще 15 стран принимают участие в работе форумов Движения неприсоединения в качестве наблюдателей. Последнее десятилетие ХХ в. совпало с серьезным этапом развития этого крупнейшего и авторитетного межгосударственного объединения развивающегося мира. На рубеже 90-х годов, в переходный период эволюции международных отношений — от «холодной войны» к новому миропорядку, Движение оказалось на грани выживания, когда скептики предрекали ему полное исчезновение с мировой арены как реликту двуполярного мира. Многие полагали, что Движение неприсоединения постигнет участь его тогдашнего Председателя — СФРЮ, распад которой как бы предвосхищал процесс «разбегания неприсоединившихся стран (НС) по своим национальным и региональным квартирам» (в 1991 г. ряды Движения покинула Аргентина, на «перепутье» оказались и некоторые другие латиноамериканские страны). Однако, благодаря «пожарному» председательству в Движении неприсоединения Индонезии (1992—1995 гг.), оно смогло выжить и доказать, что, хотя и зародилось в климате «холодной войны», отнюдь не является продуктом конфронтации. В этот критический для Движения момент политические лидеры ведущих неприсоединившихся стран — Индии, Индонезии, Египта, Колумбии, Чили — осознали, что Движению необходимо освободиться от своего архаичного идеологического багажа и искать новые критерии и концепции, создавать современные механизмы взаимодействия, адекватные нарождающемуся послеблоковому мироустройству.
Колумбия во главе Движения
Вызов времени приняла на себя Колумбия, которая в 1995 г. на ХI саммите Движения неприсоединения (Картахена, октябрь 1995 г.) была избрана его Председателем и от имени неприсоединившихся стран недвусмысленно заявила о твердом намерении Движения участвовать в формировании современного многополюсного мира в качестве самостоятельной политической силы. В Картахене неприсоединившиеся страны пришли к выводу, что нельзя более замыкаться в себе или балансировать между интересами различных держав — необходимо корректировать и координировать свои подходы и выходить на широкое международное сотрудничество со всеми основными субъектами мировой политики. Распад формулы противостояния Восток — Запад дал толчок процессам объединения Севера, что, по мнению неприсоединившихся стран, обусловило необходимость консолидации Юга.

Политическая элита развивающегося мира поняла, что у них в распоряжении есть готовый механизм, как нельзя более подходящий для выполнения этих задач — это Движение неприсоединения, которое при укреплении его институциональных основ позволило бы вести эффективный диалог с Севером. При этом ставилась еще одна важная задача — не раствориться в Г-771. Каждое объединение должно найти свою нишу в системе международных координат. Картахенский форум определился и в этом отношении: за Движением осталось формулирование стратегии, выработка политической поддержки переговорных усилий развивающихся стран в международных финансовых организациях и в ВТО, ведение переговоров с Г-82.

Мир взаимозависим, и у всех членов международного сообщества есть заинтересованность в устойчивом развитии. Поэтому неприсоединившиеся страны исходят из того, что новое амплуа Движения на международной арене должно заключаться в поиске решения жизненно важных социально-экономических проблем развивающихся стран на основе разумного и взаимовыгодного компромисса с развитыми государствами по всему спектру политических и финансово-экономических отношений.

В Картахене неприсоединившиеся страны также пришли к согласию в отношении средств достижения этих целей. Движение видело их в укреплении солидарности и взаимодействия по линии ЮГ — Юг и развитии сотрудничества и партнерства с Севером.
XII Конференция Движения (ЮАР)
Вся трехлетняя деятельность Колумбии на посту Председателя Движения неприсоединения была пронизана духом реформаторства и оправдала в этом смысле его ожидания, о чем в полный голос заявила XII Конференция глав неприсоединившихся стран в Дурбане (ЮАР, сентябрь 1998 г.), принявшая Дурбанскую декларацию, в которой закреплены место и роль Движения в международных отношениях как «передовой силы нового тысячелетия, знаменующего собой эру возрождающихся наций, эру Юга, эру оправдавшейся надежды»3. По существу, это программа вхождения развивающихся государств в XXI в. Таким образом, саммит Движения в Дурбане завершил критический и крайне ответственный этап истории Движения, начавшегося в Джакарте в 1992 г. — обновления и поиска их роли и места в новых «международных реалиях». Движение неприсоединения не кануло в Лету, а стало одной из несущих конструкций находящегося в стадии формирования многополюсного мироустройства.

«Красной нитью» на форуме проходила мысль об императивности консолидации сотрудничества по линии Юг — Юг, укрепления политической солидарности между неприсоединившимися странами в условиях глобализации международных отношений, либерализации и углубляющейся взаимозависимости мировой экономики. Движение убеждено, что развивающийся мир ориентирован на развитие, и потенциал здесь огромен. Проблема заключается в том, что Юг по-прежнему выступает в роли экспортера сырьевой продукции для стран Севера, поэтому «вертикальные» финансовые потоки Север — Юг остаются в неприкосновенности. Состоявшаяся Конференция Юг — Юг (Сан-Хосе, январь 1997 г.) по торговой, финансовой и инвестиционной политике развивающихся стран разработала программы и сформулировала рекомендации наиболее развитым странам Юга, заинтересованным в освоении новых и более прибыльных рынков в «третьем мире», по разворачиванию «горизонтальных» кредитных потоков, сориентированных на развитие более слабых экономик Юга. В Дурбане лидеры многих неприсоединившихся стран подчеркивали, что существующий объективный разрыв в интересах между «менее южными» и «более южными» государствами должен дать импульс внедрению разработанной в Сан-Хосе модели сотрудничества Юга, получившей в заключительных документах Дурбанского саммита неприсоединившихся стран название «Донорство Юг — Юг». В такой модели ведущие страны Юга видят свою потенциальную нишу, дающую им возможность с одной стороны, потеснить конкурентов с Севера, а с другой — содействовать экономическому росту Юга.

В этом контексте Движение полагает, что интенсификация регионального и субрегионального сотрудничества стран Азии, Африки и Латинской Америки, существующие там торгово-экономические союзы и сообщества призваны стать стартовой площадкой для формирования трехконтинентального экономического пространства Юга. Для реализации таких планов и программ неприсоединившихся стран — и это подтвердил форум в Дурбане — считают крайне необходимым созыв под эгидой ООН всемирного саммита Юг — Юг, подготовке которого была посвящена встреча Г-77 в Джакарте (Индонезия, август 1998 г.).

Стратегический курс на расширение сотрудничества Юг — Юг вовсе не предполагает свертывание существующих связей с Севером. По мнению неприсоединившихся стран, укрепление взаимодействия Юг — Юг призвано гармонизировать эти связи и послужить серьезной предпосылкой для усиления переговорных позиций Юга в его диалоге с Севером. Установление отношений сотрудничества и партнерства в этом диалоге стало одним из стратегических приоритетов Движения неприсоединения после Картахенского саммита. Причем неприсоединившиеся страны предложили Северу не ограничиваться исключительно экономической повесткой дня (обеспечение устойчивого развития, реструктуризация долга и т.д.), а вести обмен мнениями по всему спектру политических, социальных, экологических и гуманитарных проблем. Отказ Движения от своих радикальных идей, таких, например, как требование коренной перестройки институтов Бреттон-Вудской системы, и продемонстрированная на практике — в ВТО — готовность Юга к конструктивному взаимодействию с развитыми странами заложили хорошую основу для ведения нормального диалога с Севером.
Формат диалога Движения с Севером
На Картахенском форуме Движения было принято решение о создании компактного оперативного механизма координации действий, выработки общих позиций неприсоединившихся стран и ведения переговоров с Г-7 и ЕС — так называемой «тройки ДН (бывший, действующий и будущий председатели), работающей по «образу и подобию» тройки ЕС. Север «подхватил» инициативу Движения, и первые встречи министров ино-странных дел «тройки» Движения с председательствующей в то время в Г-7 Францией и «тройкой» ЕС состоялись в 1996 г. Впоследствии контакты ДН — Г-8 на министерском уровне дважды в год — накануне очередной встречи в «верхах» ведущих мировых держав и во время сессии Генеральной Ассамблеи (ГА) ООН в Нью-Йорке — были формализованы. Таким образом диалог Север — Юг набирает силу.

Отвечая на упреки развитых государств в декларативности позиций развивающегося мира по экономическим и торгово-финансовым вопросам, Делийская конференция министров иностранных дел неприсоединившихся стран (апрель 1997 г.) учредила специальную экономическую группу в составе видных экономистов неприсоединившихся стран, которая подготовила для утверждения Дурбанским саммитом Движения практические рекомендации по повестке дня диалога. В Дурбане курс на расширение партнерства и сотрудничества с Севером получил поддержку Движения неприсоединения.
Нерписоединившиеся страны высказались за углубление диалога с учетом взаимозависимости и общности интересов и на основе «взаимной выгоды и разделения ответственности» и предложили продолжать обсуждение с Севером таких вопросов, как:
реформа международных финансовых организаций;
реструктуризация долга и сокращение сроков ее рассмотрения;
списание долга наиболее бедным, прежде всего африканским странам;
контроль за деятельностью инвестиционных банков развитых стран;
пресечение международных спекулятивных операций с иностранной валютой, ставящих под угрозу краха национальные финансовые системы развивающихся стран;
протекционизм и либерализация международной торговли;
доступ к современным технологиям.
Дурбанский саммит показал, что концепция многополюсного мира в качестве общего видения неприсоединившимися странами нового мироустройства XXI в. окончательно утвердилась в Движении неприсоединения. В оценках мировой ситуации Движение исходит из того, что интервенционизм, односторонность и экстерриториальные действия должны быть полностью исключены из практики современных международных отношений. Выражена озабоченность по поводу того, что «крушение двуполюсной системы... сменилось однополярностью в политическом и военном измерении, которая ведет к усугублению неравенства и несправедливости» в мире4.
Движение неприсоединения и ООН
Государства — члены Движения неприсоединения высказались за возрастание роли ООН в формировании нового миропорядка. Сегодня именно в этой Организации развивающиеся страны видят наиболее адекватный и проверенный механизм, способный гарантировать соблюдение баланса интересов всех членов международного сообщества. Однако новые условия, по мнению Движения неприсоединения, должны повлечь за собой модернизацию ныне существующих структур поддержания мира и международной безопасности и, прежде всего, ООН. Движение неприсоединения поддержало основные положения доклада Генерального секретаря ООН К.Аннанна: «Обновление Объединенных наций: программа реформы», но тенденция в сторону радикализации общей платформы Движения по этой проблеме сохранилась. Во многом она обусловлена неудовлетворенностью неприсоединившихся стран темпами реформы, небеспочвенными опасениями, что она пройдет без их участия. Вместе с тем, несмотря на подобные опасения, Движение неприсоединения так и не смогло прийти к общему знаменателю, особенно в том, что касается целесообразности и приоритетности тех или иных изменений. Поэтому Дурбанской конференции в «верхах» ничего не оставалось, кроме как подтвердить установку Картахены добиваться реформирования этой универсальной организации в сторону большей демократизации, транспарентности, повышения эффективности ее деятельности. Неприсоединившиеся страны подчеркнули, что ООН призвана стать «главным центром разработки политики развития, так же как и помощи развитию».

В целом, как и прежде, Движение неприсоединения выступает за:
перераспределение полномочий между Советом Безопасности (СБ) и Генеральной Ассамблеей в пользу последней,
установление подотчетности ей Совета Безопасности,
повышение роли специализированных органов и организаций.
Неприсоединившиеся страны убеждены, что реформа Совета Безопасности должна проводиться параллельно и в «едином пакете» со всеми другими преобразованиями в структуре и методах деятельности ООН. Состав Совета, по их мнению, целесообразно увеличить, по крайней мере, на 11 непостоянных членов, на основе соблюдения принципа равного географического представительства, если не будет достигнуто согласия по «другим категориям членства». Институт «вето» подлежит ликвидации как таковой, хотя на первом этапе возможно ограничить его использование до действий, определенных в Главе VII Устава ООН. Вся работа СБ должна быть более транспарентной. Решения об изменении структуры Совета Безопасности необходимо принимать большинством в 2/3 всех государств — членов ООН, а не 2/3 присутствующих на голосовании.

Таким образом, главным объектом реформы избран Совет Безопасности. Это обусловлено и неудовлетворенными амбициями некоторых крупных развивающихся стран, таких, например, как Индия и Индонезия, Нигерия и ЮАР, Бразилия и Аргентина, быть представленными в этом Органе ООН в качестве постоянных членов от своих региональных групп, а также опасениями подавляющего большинства неприсоединившихся стран, что они могут быть отстранены от реформы Совета Безопасности, который, в результате, превратится в структуру безраздельного доминирования Севера. Поэтому Дурбанский форум поручил рабочей группе Движения по реформе ООН, возглавляемой Председателем Движения неприсоединения, продолжать линию на конструктивное сотрудничество неприсоединившихся стран с другими государствами — членами ООН по согласованию общеприемлемых параметров реформы Организации.
Разоружение — наступательная линия Движения
Вновь становится наступательной линия Движения неприсоединения по всему комплексу разоруженческого досье международного сообщества. Причем приоритетной политической задачей, как показали ход дискуссий и итоги XII конференции Движения неприсоединения, будет борьба за ядерное разоружение. При этом в Движении отдают себе отчет в том, что процесс ядерного разоружения будет длительным и поэтапным. В этой связи Движение неприсоединения активно выступило за присоединение всех неприсоединившихся стран к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и высказывается за укрепление и развитие режима нераспространения ядерного оружия. Государства — члены Движения заявляют о своем активном участии в подготовке конференции по рассмотрению действий ДНЯО и считают необходимым обеспечить широкий международный контроль обязательств по ДВЗЯИ. В этом контексте Дурбанский форум обратил внимание на сложности, встающие на пути процесса ядерного разоружения в связи с проведением ядерных испытаний в Южной Азии. Движению не удалось прямо осудить Индию и Пакистан, однако кропотливая работа с ними Председателя Движения неприсоединения и ведущих столиц Движения все же привела к тому, что в ходе 53-й сессии ГА ООН обе страны заявили о своей готовности присоединиться к ДВЗЯИ в «ближайшем будущем».

Вместе с тем, неприсоединившиеся страны утверждают, что существуют объективные причины, подпитывающие ядерные амбиции «пороговых» государств, в том числе неприсоединившихся, а именно, позиция ядерных держав, которые не отказались от принципа построения своей безопасности на основе ядерного сдерживания. Подобная позиция вызывает беспокойство Движения неприсоединения и расценивается им как заявка «ядерного клуба» на монополию в управлении вопросами международного мира. Поэтому Движение настаивает на разработке Конференцией по разоружению в Женеве параметров ядерного разоружения и его проведения под международным контролем с определением конкретных сроков ликвидации ядерных потенциалов, а также призывает ядерные державы официально отказаться от концепции ядерного сдерживания.

Одним из важнейших направлений разоружения Движение неприсоединения считает обеспечение и сохранение баланса обычных вооружений, прежде всего, в «третьем мире», придавая первостепенное значение региональным мерам регулирования уровня вооружений, но с учетом закрепленного в Уставе ООН права каждого государства на самооборону. При этом неприсоединившиеся страны настаивают на равном доступе к получению современных видов оружия и высоких технологий.

Дурбанский саммит отметил высокую актуальность для неприсоединившихся стран вопроса пресечения нелегального распространения обычных вооружений. Движение в этой связи активно продвигает идею ужесточения международного контроля за поставками таких во-оружений и обеспечения максимально возможной транспарентности мировой торговли оружием. Отражая точку зрения подавляющего большинства неприсоединившихся стран, Движение неприсоединения выступает за скорейшее проведение IV спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН для обсуждения назревших вопросов ядерного и обычного разоружения.
Позиция Движения Неприсоединения по другим вопросам
Наметился серьезный сдвиг в подходах Движения неприсоединения к такому «в высшей степени антисоциальному явлению», как международный терроризм. Осуждая любые проявления терроризма, неприсоединившиеся страны выступают за налаживание конструктивного многостороннего сотрудничества в рамках ООН по этой проблематике, в том числе за скорейший созыв международной конференции на уровне глав государств и правительств для рассмотрения конкретных мер коллективного отпора любым террористическим действиям, а также заключение всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом. Вместе с тем, Дурбанский форум подтвердил свою принципиальную позицию о легитимности борьбы против колониального угнетения, иностранного вмешательства и оккупации, за национальное освобождение и самоопределение и вновь призвал международное сообщество не «отождествлять терроризм с такого рода борьбой».

Период председательства Колумбии в Движении неприсоединения отмечен разворотом неприсоединившихся стран в сторону гуманитарной проблематики и защиты прав человека. Неприсоединившиеся страны изменили свое отношение к принципу универсальности в правозащитной сфере, приходят к пониманию неприемлемости двойных стандартов и оценках правозащитных ситуаций в тех или иных государствах, выступают против односторонних и экстерриториальных принудительных действий в международных отношениях, которые противоречат одному из фундаментальных прав человека — праву на развитие и солидарно отстаивают свою позицию в Комиссии ООН по правам человека в Женеве. Подтверждая приверженность Всемирной декларации прав человека, о чем в полный голос было заявлено в Дурбане, Движение неприсоединения исключает при этом всякое политическое и экономическое давление или вмешательство во внутренние дела неприсоединившихся стран под предлогом защиты гуманитарных прав и свобод, а также высказывается за «уважение национальных, региональных, исторических, культурных и религиозных особенностей каждой страны».

Движение неприсоединения уделяет большое внимание урегулированию региональных конфликтов, полагая, что исключительная прерогатива поддержания и обеспечения международной и региональной безопасности принадлежит ООН. В этом контексте неприсоединившиеся страны отводят ей главную роль в проведении операций по поддержанию мира, превентивной дипломатии, урегулированию региональных конфликтов. Лишь с согласия ООН, по мнению Движения, к урегулированию региональных конфликтов могут подключаться и региональные организации, а соответствующие решения должны приниматься на основе соблюдения интересов всех участников конфликта. В последнее время Движение в своих подходах к урегулированию тех или иных конфликтных ситуаций обнаруживает умеренность, склонность к компромиссу, избегает категорических оценок. Наиболее выпукло взвешенность позиции Движения проявилась по отношению к самому застарелому международному конфликту — ближневосточному. Причем Движение неприсоединения не играет здесь роль простого статиста. Во многом это заслуга бывшего и нынешнего председателей Движения — Колумбии и ЮАР, президенты которых Э.Сампер и Н.Мандела, а сейчас Т.Мбеки, поддерживали и продолжают поддерживать постоянный контакт с руководителями Израиля и Палестины, удерживая наиболее радикальные силы в самом Движении от скороспелых и легких решений. Движение неприсоединения намерено и впредь проводить такую линию в ближневосточном урегулировании, оказывая полную поддержку ходу мирного процесса в целом, но понимая, что всеобщий мир в регионе может наступить лишь при условии ухода Израиля со всех оккупированных территорий, в том числе и из Иерусалима, создания независимого Палестинского государства и решения проблемы беженцев.
Организационно-идейное обновление Движения неприсоединения
Важным итогом Дурбанского саммита, по мнению самих неприсоединившихся стран, является организационно-идейное обновление Движения неприсоединения. Оно более не служит питательной средой, поощряющей радикализм и экстремизм. Подавляющее большинство Движения неприсоединения твердо привержено принципам демократии и рыночной экономики, органично встроенным в национальные традиции. Радикальные силы уже не определяют лицо Движения, демонстрирующего умеренные и рациональные подходы к важнейшим вопросам мировой политики.

Переломным этапом на пути к такой трансформации стало заседание Комитета по методологии Движения неприсоединения на уровне министров иностранных дел в мае 1996 г. в Картахене, которое должно было «разобраться в своих рядах» в целях укрепления организационных основ Движения. В этом смысле, по признанию самих неприсоединившихся стран, он оправдал их надежды, приняв поистине «революционные» решения. Впервые в обобщающем виде была определена иерархия всех его органов и регламентирующие их полномочия, порядок работы и принятия решений, методы координации деятельности в целях повышения роли коллективной дипломатии Движения неприсоединения на международной арене. В соответствии с «духом и буквой» этого своеобразного «статута» Движения отдельные радикальные режимы уже не могут диктовать свои позиции всему Движению неприсоединения, блокировать решения институционального характера. В полную силу заработал координационный механизм — «тройка» Движения. Иллюстрацией зрелости Движения неприсоединения и укрепления его единства также является и тот факт, что уже в Дурбане неприсоединившиеся страны определились с кандидатурой будущего Председателя — Бангладеш, которая будет принимать у себя XIII Конференцию в «верхах» в 2001 г.

Результатом обновления Движения неприсоединения стал крупный международный успех Дурбанского саммита. В Дурбане в статусе «гостей» или наблюдателей присутствовали почти все европей-ские государства, включая Велико-британию, Германию, Францию, Италию, а также Канада, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Южная Корея, Китай и — впервые — США. Полноправным членом Движения стала Белоруссия. В том или ином качестве на Конференции присутствовали и другие страны СНГ (за исключением Грузии и Таджикистана). Неприсоединившиеся страны считают, что такое беспрецедентно широкое представительство государств на форуме стало для Движения неприсоединения историческим прорывом, а также полноценным признанием де-факто Движения в качестве самостоятельного и авторитетного фактора мировой политики.
Движение
неприсоединения
и Россия
Во второй раз на саммит Движения неприсоединения была приглашена Россия. Неприсоединившиеся страны были инициаторами установления прямого диалога «тройка» Движение неприсоединения — Россия на уровне министров иностранных дел, начало которому было положено в сентябре 1996 г. в Нью-Йорке. На сегодняшний день Движение видит в России своего союзника, которому, как никакому другому государству, в силу ряда исторических причин и объективных условий, понятны «чаяния и заботы» развивающихся стран. Кроме того, Россия рассматривается неприсоединившимися странами в качестве одного из ключевых факторов в обеспечении подлинной многополюсности современного мира. В этом контексте Движение неприсоединения приветствовало полноправное вступление России в Г-7 и образование «восьмерки». В Движении рассчитывают, что присутствие России в этой структуре ведущих мировых держав придаст новую тональность переговорам с Югом, а позиции Г-8 станут более взвешенными и сбалансированными. Выражается надежда на закрепление тенденции поворота Г-8 в сторону развивающегося мира. Гарантом этой тенденции и адвокатом интересов неприсоединившихся стран в «восьмерке» Движение хотело бы видеть Россию.

* * *

Итак, Движение неприсоединения устремлено в будущее. Достигнуто единство неприсоединившихся стран в виденье своего политического кредо в XXI в. Движение внутренне окрепло. Завершился период становления его институтов. Коллективная дипломатия неприсоединившихся стран успешно действует по важнейшим азимутам мировой политики. Из пестрого по составу и аморфного конгломерата Движение неприсоединения превратилось в авторитетную и прочную политическую структуру государств Юга, признанную Севером в качестве равноправного партнера по диалогу.

1 Г-77 — «Группа-77» — это экономическое оъединение развивающихся государств, выступающих в ООН и связанных с ней организациях с общих позиций, возникшая в 1966 г.
2 Г-8 — это группа семи наиболее развитых стран, созданная в 1975 г., плюс Россия (с 1994 г.).
3 The Durban Declaration for the New Millennium, p. 1.
4 The Final Document of the XIIth Summit of the Non-Aligned Movement. 2—3 September 1998, Durban. South Africa. Р. 4.

Источник: Обозреватель
_________________
Нам не пристали место или дата; мы просто были где-то и когда-то. Но если мы от цели отступали, - мы не были нигде и никогда. (с) Н. Матвеева

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
phoenix®

Site Admin


Зарегистрирован: 21.02.2005
Сообщения: 2864
Откуда: СССР, город-герой Киев

Сообщение  |    Добавлено: Пт Янв 19, 2007 6:21 pm
Ответить с цитатой

Республика Беларусь и Движение неприсоединения

Республика Беларусь получила статус наблюдателя в Движении неприсоединения (ДН) в сентябре 1997 года. Полноправное членство Беларуси в Движении было оформлено в ходе XII Конференции глав государств и/или правительств стран-членов Движения неприсоединения в Дурбане (ЮАР) 2 сентября 1998 года.

Ряд базовых принципов Движения неприсоединения, и прежде всего невмешательство во внутренние дела суверенных государств, деполитизация проблем защиты демократии и прав человека, необходимость равноправного политического и экономического взаимодействия всех государств, независимо от их политического, экономического и военного потенциала, отвечают интересам нашего государства.

Вступление Беларуси в Движение неприсоединения было обусловлено необходимостью решения следующих основных задач:
реализация многовекторной внешней политики, проводимой руководством страны;
создание необходимых условий для расширения и дальнейшего развития взаимовыгодных торгово-экономических, научно-технических, культурных и иных двусторонних отношений с ведущими государствами развивающегося мира.

C момента своего вступления в ДН Беларусь приняла участие в:
совещании министров иностранных дел Движения неприсоединения (Картахена, Колумбия, 2000 г.);
встрече министров иностранных дел стран-членов Движения неприсоединения в ходе работы 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, США, 2000 г.);
встрече министров здравоохранения (Претория, ЮАР, 2001 г.);
встрече министров иностранных дел стран-членов Движения неприсоединения в ходе работы 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, США, 2001 г.);
выездном заседании Координационного бюро на уровне министров иностранных дел (Дурбан, ЮАР, 2002 г.);
встрече министров иностранных дел стран-членов Движения неприсоединения в ходе работы 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, США, 2002 г.);
XIII Конференции глав государств и/или правительств Движения неприсоединения (Саммит ДН) (Куала-Лумпур, Малайзия, 2003 г.);
встрече министров иностранных дел стран-членов Движения неприсоединения в ходе работы 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, США, 2003 г.);

Республика Беларусь принимает активное участие в работе заседаний Координационного бюро ДН в Нью-Йорке и вспомогательных органов Движения – рабочих группах по операциям по поддержанию мира, по разоружению, по реформе Совета Безопасности.

В феврале 2003 года Беларусь впервые участвовала в Конференции глав государств и/или правительств стран-членов ДН в качестве полноправного члена Движения. Беларусь была избрана вице–председателем форума и в этом качестве председательствовала на одной из пленарных сессий. Глава белорусской делегации возглавил работу интерактивной сессии «Продолжение обновления Движения неприсоединения» на уровне министров иностранных дел, в которой приняли участие представители 28 стран.

В настоящее время страны-члены ДН являются основными поставщиками военных контингентов для операций ООН по поддержанию мира. Беларусь предприняла первые шаги по подготовке к участию в невоенном компоненте миротворческих операций ООН: подписан Меморандум о взаимопонимании между Республикой Беларусь и ООН относительно участия Республики в системе резервных соглашений ООН; проведено тестирование белорусских специалистов с последующим зачислением их в резерв гражданских полицейских ООН.

Опыт пятилетнего членства Беларуси в Движении неприсоединения позволяет сделать следующие выводы:
за сравнительно небольшой период взаимодействия с государствами –членами ДН в двустороннем и многостороннем формате удалось добиться решения нескольких внешнеполитических задач. Среди них: продвижение в рамках 57-й сессии ГА ООН белорусского проекта резолюции «Запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и новых систем такого оружия», избрание страны в Подкомиссию по поощрению и защите прав человека ООН, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН, Исполнительный совет ЮНЕСКО;
ряд стран ДН стали нашими активными заинтересованными торгово-экономическими партнерами, что позволяет успешно продвигать экономические интересы Беларуси;
членство в ДН создает дополнительную возможность для продвижения инициатив Беларуси в ООН (государства – члены Движения неприсоединения составляют 61 % численного состава Организации Объединенных Наций, объединяющей 191 государство мира).

Республика Беларусь поддерживает необходимость адаптации Движения неприсоединения к новым геополитическим реалиям современного мира, основные тенденции развития которого определены Декларацией Саммита тысячелетия.

Источник: Официальный сайт МИД РБ
_________________
Нам не пристали место или дата; мы просто были где-то и когда-то. Но если мы от цели отступали, - мы не были нигде и никогда. (с) Н. Матвеева

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
phoenix®

Site Admin


Зарегистрирован: 21.02.2005
Сообщения: 2864
Откуда: СССР, город-герой Киев

Сообщение  |    Добавлено: Пт Янв 19, 2007 6:29 pm
Ответить с цитатой

Движение неприсоединения на новом рубеже
(19 сентября 2006)

Виталий ДЗЮБА (Украина)


Украина, как и ряд других постсоветских государств, присутствовала на конференции Движения неприсоединения в Гаване в качестве наблюдателя. Однако приветствия Виктора Ющенко в адрес конференции на сайте президента Украины обнаружить не удалось. Очевидно, у нас никого не волнует то обстоятельство, что страны-участники ДН располагают 86% мировых запасов нефти. Или же причина молчания в том, что к ДН неодобрительно относятся в Вашингтоне!?

Кризис позади


В Гаване завершила свою работу XIV конференция стран-участниц Движения неприсоединения. Начало Движению было положено в середине 50-х годов прошлого века на Бандунгской конференции в Индонезии. В 1961 году на конференции в Белграде Движение неприсоединения было оформлено организационно. Основную цель его участники тогда видели в совместном обеспечении собственной независимости и отказе от участия в военно-политических блоках ради сохранения мира на планете.

И на Западе, и в Советском Союзе были вынуждены считаться с ДН, тем более что от его позиции в международных организациях, в том числе и в ООН, зависело, в чью пользу будет принято то или иное решение. Надо признать, что неприсоединившиеся страны чаще всего были солидарны с СССР и его союзниками.

Распад Советского Союза и мировой системы социализма поставил ДН в сложную ситуацию: биполярный мир исчез и возможность маневрирования и выбора между двумя полюсами силы тоже. Особенно сложно пришлось участникам ДН в первые годы XXI века, когда Джордж Буш, начав войну против "мирового терроризма", без обиняков заявил: "кто не с нами, тот против нас".

Однако неудачи Америки в борьбе за мировую гегемонию, в частности, затянувшаяся война в Ираке, обострение проблемы энергоресурсов и остальных глобальных проблем, в том числе "конфликта цивилизаций", открыли перед ДН новые перспективы. Особенно, с учетом того, что 118-ти странам Движения принадлежит 86% мировых запасов нефти и 44% лесов планеты. Немаловажно и то обстоятельство, что здесь проживает 51% населения планеты.

Посол Кубы в России Хосе Мартинес, говоря о целях конференции, отметил: "Очень важны вообще все намерения и все попытки стран мира объединяться и пытаться вместе, сообща, дружно решать все проблемы, которые есть на сегодняшний день. И главное, чтобы собраться и найти решения этих проблем".

Действительно, с самого начала работы конференции стало очевидно, что она знаменует серьезный поворот в стратегии Движения. В повестку дня была включена предложенная Кубой декларация, которая, в частности, содержала требование к США прекратить превентивные нападения на суверенные государства с целью свержения режимов. В документе речь шла также о борьбе с терроризмом и о развитии ядерной энергетики в странах неприсоединения.

В центре внимания

В центре внимания на конференции оказались Уго Чавес, Александр Лукашенко и Махмуд Ахмадинежад, признанные лидеры рождающегося антиамериканского альянса народов мира.

Беларусь стала полноправным членом Движения неприсоединения 8 лет назад. Этот выбор, как считают в Минске, был логичным. Необходимо было создать условия для формирования экономических отношений с развивающимися государствами. Не менее важно, что Минск разделяет такие базовые принципы ДН, как невмешательство во внутренние дела суверенных государств, деполитизация представлений о демократии и правах человека, а также необходимость равноправного сотрудничества всех государств независимо от их политического, экономического и военного потенциала.

Минску на этом направлении удалось добиться решения многих задач. Подсчитано, что укрепление политического сотрудничества Беларуси со странами - участниками движения способствовало увеличению товарооборота с ними более чем на 130 миллионов долларов только в прошлом году.

Движение неприсоединения должно бороться за новый мир, где есть достойное место для всех. Странам-членам ДН нужно решительно отстаивать право своих народов на выбор самостоятельного пути развития и совместно противостоять диктату внешних сил, дискриминации и военным угрозам. Такую позицию Белоруссии озвучил в Гаване президент Александр Лукашенко. Президент сделал ряд важных заявлений, касающихся видения Белоруссией роли ДН в современном мире, повышения его эффективности и сплочения государств-участников.

Назвав нынешний форум встречей единомышленников и друзей, Лукашенко акцентировал внимание на возникшей перед международным сообществом угрозе однополярного мира. "Нам навязывается одна модель развития. Западные лидеры убеждены, что лишь их страны имеют право писать новейшую историю. Они используют свою силу для перекраивания планеты под свои нужды, преследуя только одну цель - подчинить все народы своим интересам, обеспечить собственное благосостояние за наш счет", - подчеркнул Александр Лукашенко. Президент при этом призвал не допустить того, чтобы многообразие культур, исторического развития и прогресса было заменено навязываемым извне стандартом, чуждым нашим странам. Он призвал к разработке "ясной программы действий по постепенному, но необратимому формированию многополярного мира", реализация которой должна стать главной целью ДН.

Президент Венесуэлы Уго Чавес, в свою очередь, предложил перенести штаб-квартиру ООН из Нью-Йорка в Сирию или Бразилию. По мнению президента, штаб-квартира ООН могла бы располагаться в столице Бразилии, или же в Сирии, или в любой другой стране - только не на территории "империи", то есть США. То, что Чавес предлагает перенести штаб-квартиру ООН именно в Сирию, отнюдь не случайно. Эти страны объединила война в Ливане. Тогда и Сирия, и Венесуэла высказались резко против израильского вторжения в южные районы страны. "Главная цель империалистов - контроль над миром, но мы не позволим им ее добиться, несмотря на давление и агрессию", - сказал Уго Чавес после переговоров с сирийским президентом Бешаром Асадом в Дамаске.

Уго Чавес был также первым среди участников конференции, кто навестил идущего на поправку Фиделя Кастро. По словам Чавеса, Кастро уже вполне может играть в бейсбол.

Президент Ахмадинежад на конференции вел себя спокойно и довольно сдержанно. Как предположили журналисты, он решил приберечь основные мысли до выступления на сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Как известно, в Нью-Йорке глава Ирана собирался вступить в очные дебаты с Джорджем Бушем. Правда, хозяин Белого дома дал понять, что уклонится от прямой дискуссии с красноречивым и острым на язык президентом Ирана.

Но после конференции Махмуд Ахмадинежад вначале оправился в Венесуэлу, где подписал с Уго Чавесом совместную политическую декларацию. Стороны заключили также 29 соглашений о развитии экономического сотрудничества. Для реализации проектов в нефтяной, нефтехимической, машиностроительной и фармацевтической промышленности, а также в области культуры и образования учрежден фонд в размере 2 млрд. долларов. В совместной декларации президенты еще раз высказались за формирование многополярного мира и реформирование ООН в целях обеспечения суверенитета и безопасности всех стран, входящих в эту организацию.

Заметным было участие в работе конференции премьер-министра индии Манмохана Сингха и президента Пакистана Первеза Мушаррафа. Они не только встретились между собой, но и договорились возобновить мирный диалог на уровне заместителей министров иностранных дел. Если учесть уровень напряженности в отношениях двух стран, особенно после июльских терактов в Индии, такой договоренности, можно сказать, цены нет.

Документы конференции

Участники конференции согласовали "Декларацию о целях, принципах и роли ДН в современных международных условиях" и "Итоговый документ саммита ДН". Главное место в документах заняли вопросы борьбы с бедностью, нелегальной миграцией, расизмом и национализмом. Декларация ДН осуждает любые формы терроризма и отвергает использование термина "ось зла", который так часто любит повторять президент США Джордж Буш.

Страны - члены ДН согласились также с необходимостью трансформации организации с учетом кардинально изменившейся геополитической обстановки в мире. Несмотря на то, что потребность в этом назрела еще в 1990-е годы, именно на гаванском форуме тема новой роли Движения вышла на первый план.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко, выступивший с одобрительно встреченными инициативами по реформированию организации, дал понять, что выдвигается в число главных идеологов нынешнего Движения. Белоруссия, единственная европейская страна, которая является членом ДН, показала, что в последнее время становится одной из самых активных участниц в Движении неприсоединения.

При подготовке итоговых документов не обошлось без сложностей. Скажем, Ирак, который при Саддаме Хусейне всегда занимал принципиальную позицию по вопросам, относящимся к экспансионистской политике США, теперь, по понятным причинам, акцентирует внимание на якобы имеющем место вмешательстве во внутренние дела со стороны Ирана. Хотя о чьем вмешательстве следовало бы здесь говорить, если страна оккупирована американскими войсками!?

Нежелание некоторых государств откровенно ссориться с Вашингтоном не позволило ряду латиноамериканских и других стран представить неприсоединение в нынешних условиях, прежде всего как альтернативу монополярному миру во главе с Соединенными Штатами.

Но и без того документы получили вполне определенную направленность. Ведь каждому понятно, кто виноват в бедности целых народов или чьи непродуманные действия привели к разрастанию масштабов терроризма. Поэтому был прав Фидель Кастро, который, оценивая роль латиноамериканских стран в возрождении Движения неприсоединения, отметил, что "новые ветры дуют на этом полушарии".

Конференция избрала новым председателем Движения неприсоединения Кубу. С приходом Гаваны в качестве председателя многие рассчитывают на активизацию ДН в мировых делах. Кубинские дипломаты отмечают, что Куба во время своего председательства намерена усилить роль Движения за счет быстрого реагирования на ключевые мировые вызовы и проблемы. Поэтому нельзя исключить, что пройдет еще немного времени, и "новые ветры" задуют на всей планете.

Приветствие Владимира Путина

К участникам конференции обратился с теплым приветствием президент России Владимир Путин. В приветствии отмечается, что "Россия и Движение неприсоединения имеют общее представление об ответственности за судьбы мира". Указав на современные угрозы и кризисы в мире, президент подчеркнул, что "Наиболее естественной реакцией на эти угрозы является совместный поиск и активизация международных и региональных организаций вместо поддержки односторонности". То есть президент, по сути, высказался за многополярный мир.

Наблюдатели отмечают, что следует ожидать нового укрепления сотрудничества России и ДН на уровне международных организаций и, особенно, в ООН. Россия и ДН придерживаются почти идентичных взглядов на реформирование ООН с целью повышения ее роли в современном мире, что ограничило бы экспансионистские поползновения США.

На фоне угрюмого молчания Белого дома, который сквозь зубы называет ДН "пережитком холодной войны", приветствие Владимира Путина получило большой резонанс. Заместитель министра иностранных дел России Александр Яковенко говорит, что послание Владимира Путина "создает дополнительные возможности для расширения диалога между Россией и странами ДН. Широкое поле для этого имеется, прежде всего, на ООНовской площадке, поскольку Россия и участники Движения придерживаются одинаковых позиций относительно необходимости укрепления коллективных подходов в деле обеспечения мира и международной безопасности".

* * *

Украина, как и ряд других постсоветских государств, присутствовала на конференции Движения неприсоединения в Гаване в качестве наблюдателя. Однако приветствия Виктора Ющенко в адрес конференции на сайте президента Украины обнаружить не удалось. Очевидно, у нас никого не волнует то обстоятельство, что страны-участники ДН располагают 86% мировых запасов нефти. Или же причина молчания в том, что к ДН неодобрительно относятся в Вашингтоне!?

Источник: Tiwy
_________________
Нам не пристали место или дата; мы просто были где-то и когда-то. Но если мы от цели отступали, - мы не были нигде и никогда. (с) Н. Матвеева

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Я - Anti-Orange! -> Вектор развития Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах




Администрация сайта не несет ответственности за публикуемые на форуме сообщения

© 2005-2020 www.Anti-Orange-ua.com.ru