Я - Anti-Orange!
Уважаемые участники форума!
Сайт "Я - Анти-Оранж" переехал по адресу anti-orange.com.
Там же находится новый форум.
Данный форум работает в режиме архива, все функции, кроме чтения отключены.

Странный суверенитет «многовекторной» Белоруссии

 
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Я - Anti-Orange! -> Война миров
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Largebrain

Участник


Зарегистрирован: 06.04.2005
Сообщения: 3128
Откуда: Soviet Union

Сообщение Странный суверенитет «многовекторной» Белоруссии  |    Добавлено: Пн Мар 09, 2009 8:25 pm
Ответить с цитатой

Странный суверенитет «многовекторной» Белоруссии
06.03.2009 13:33:49

Практически все десятилетие, истекшее после подписания в декабре 1999 года Договора о создании Союзного государства, прошло для белорусской стороны под стягом борьбы за (как выразился Александр Лукашенко) «самое святое», т.е. суверенитет. В каких только коварных замыслах не обвинялась при этом «имперская Москва»: и в том, что хочет поглотить белорусскую экономику, и в том, что вынашивает планы по аннексии белорусской территории, и, наконец, в том, что рассчитывает отправить «белорусских мальчиков» воевать в горячих точках.

Особенно громким объединенный хор «незалежников» (власть и оппозиция здесь пели в унисон) становился, когда российская сторона делала намеки Минску на необходимость не только рассуждать о славянском братстве и благах интеграции, но и делать конкретные шаги в этом направлении, выполняя официально взятые на себя обязательства.

Обычно после таких, «некорректных» с точки зрения официального Минска, намеков следовала шумная скандальная реакция, или исходящая от самого Лукашенко, или со стороны белорусского внешнеполитического ведомства, в ходе которой Москва обвинялась во вмешательстве во внутренние дела «суверенной Беларуси», а заодно и в имперских притязаниях на постсоветское пространство.

Последний раз нечто подобное произошло всего месяц назад, когда белорусский МИД устами своего пресс-секретаря буквально набросился на посла России в Белоруссии Александра Сурикова за то, что он, исходя из подписанного в Москве 4 февраля президентом Республики Беларусь совместно с другими главами государств-участников ОДКБ соглашения о создании Коллективных сил оперативного реагирования, не исключил в будущем участия белорусских военнослужащих в операциях КСОР за пределами Белоруссии. При этом российский дипломат пояснил, что согласно международной практике межгосударственные соглашения по статусу выше внутреннего законодательства.

Казалось бы, что так могло возмутить минский официоз? Ведь если ты так дрожишь над своим внутренним законодательством, то тогда не подписывай никаких международных документов, которые противоречат существующим национальным правовым нормам. Ну, а если ты все же берешь на себя какие-то обязательства перед внешними партнерами, то тогда будь добр приводи внутренние законы в соответствие с принятым тобою же международным соглашением или договором. Ведь это азы межгосударственных отношений.

Но нет. Внешняя политика нынешней белорусской власти сплошь состоит из «хитриков». Подписывая, к примеру, соглашение по КСОР ОДКБ, Александр Лукашенко поступает вроде бы как союзник России, за что рассчитывает получить вполне определенные экономические выгоды. Но вот как только дело доходит до выполнения (даже до намека на такую возможность) союзнического долга, то тут уж извините, у нас суверенитет и национальное законодательство не позволяет.

Поэтому, как это ни горько осознавать, но в отношении Российской Федерации Республика Беларусь проводит политику циничного меркантилизма, и ни о каком восточнославянском, а тем более общерусском братстве со стороны минского официоза речь уже давно не идет (а может никогда и не шла). Поэтому Москве не стоит всерьез рассчитывать на поддержку своего все более формального союзника.

Со слов того же А.Г. Лукашенко, Республика Беларусь проводит т.н. многовекторную внешнюю политику, в силу этого следует предположить, что и на западном направлении бастионы белорусского суверенитета также будут тверды и непреодолимы. Насколько это действительно так мы узнаем не позднее чем через месяц.

И оселком, на котором проверится вся ценность белорусского суверенитета, является вопрос признания/непризнания Республикой Беларусь Южной Осетии и Абхазии.

Как известно, прошедшей осенью белорусские власти обещали рассмотреть данный вопрос на весенней сессии парламента, которая начинает свою работу 2 апреля, т.е. в День единения народов Белоруссии и России. Подобной возможностью крайне обеспокоились не только в Тбилиси, но и в западных столицах, откуда без всяких дипломатических экивоков в последнее время почти беспрерывно раздаются требования ни при каких обстоятельствах не признавать новые кавказские государства. В противном же случае Минску не видать нового проекта Евросоюза «Восточное партнерство» как своих ушей.

Белорусские власти уже изъявили горячее желание поучаствовать в данном прожекте. Как заявила в конце февраля председатель Постоянной комиссии Совета республики Национального собрания РБ по международным делам и национальной безопасности Нина Мазай, «Белоруссия готова с максимальной ответственностью подойти к участию в «Восточном партнерстве». При этом минский официоз рассчитывает на условия равноправия и недискриминационного партнерства.

Но не тут-то было. На Западе недвусмысленно дали понять, что никто не собирается относиться с пиететом к белорусскому суверенитету. И что, если Республика Беларусь назовется «груздем» упомянутого «партнерства», то она будет обязана поступать как все в этом «кузове». А так как в «Восточном партнерстве» будет присутствовать Грузия, то можно не сомневаться, что направленность этого проекта будет учитывать позицию Тбилиси. И поэтому дипломатическая поддержка России в кавказском вопросе со стороны Белоруссии в случае ее участия в «партнерстве» напрочь исключается.

У Минска не должно быть никаких иллюзий по поводу отношения Запада к его суверенитету. Еще нет никакого «партнерства», а Евросоюз, фактически, уже диктует свои условия. Вначале министр иностранных дел председательствующей в ЕС Чехии Карел Шванценберг предупредил, что признание независимости Абхазии и Южной Осетии «создаст для Белоруссии большие сложности в отношениях с Евросоюзом». Затем глава комитета Европарламента по международным делам Яцек Сариуш-Вольский завил, что признание Минском Цхинвала и Сухума будет серьезной преградой для участия РБ в «Восточном партнерстве»: «ЕС не признает независимость Абхазии и Южной Осетии и ожидает того же от тех, кто хочет сотрудничать с Евросоюзом». Комиссар Европейского союза по внешним связям и европейской политике добрососедства Бенита Феррера-Вальднер в преддверии своего визита в Минск, намеченного на 12 марта, прямо заявила: «Наша позиция в отношении Южной Осетии и Абхазии известна и неизменна – мы не признаем независимости этих стран. Если же Белоруссия признает их независимость, это сильно испортит наши взаимоотношения, затормозит все наши инициативы по сближению».

Не остался в стороне и Вашингтон. Временный поверенный в делах США в Белоруссии Джонатан Мур 3 марта похвалил Минск, подчеркнув, что «до настоящего времени позиция, занимаемая белорусскими властями (в отношении вопроса признания Абхазии и Южной Осетии), была правильной». В то же время представитель США открыто предостерег, что «вопрос о признании Белоруссией независимости этих самопровозглашенных республик может стать серьезным препятствием для развития отношений с Западом».

Ну и как на все это реагирует такой суверенный в отношении России МИД Белоруссии? А, по сути, никак. Белорусская дипломатия делает вид, что ничего особенного не происходит и продолжает утверждать, что вопрос участия Белоруссии в «Восточном партнерстве» Евросоюза официально не связан с признанием либо непризнанием независимости Южной Осетии и Абхазии.

«Мы знаем о высказываниях на эту тему. Пока нам сложно судить, в какой степени они отражают общую официальную позицию Евросоюза по данному вопросу. Во всяком случае, до сегодняшнего дня никто из уполномоченных представителей ЕС официально не обращался к Белоруссии с подобными требованиями в качестве предварительного условия для участия в Восточном партнерстве», - заявил пресс-секретарь МИД РБ Андрей Попов.

Как видим, внешнеполитическое ведомство РБ являет-таки собой образец лицемерия и двойных стандартов. В предельно корректных высказываниях посла России МИД РБ умудрился узреть «имперские поползновения», а в ультимативных, по сути, требованиях Евросоюза и США белорусской дипломатии слышится лишь благостная песнь о «равноправном партнерстве и европейских ценностях». Так что суверенитет у Минска получается какой-то однобокий.

Ну а что белорусский парламент? Национальное собрание РБ, как представляется, продолжает выжидать указаний «горки». В любом случае, вопрос о Южной Осетии и Абхазии в весеннюю повестку дня до сих пор так и не включен.


Отдел Белоруссии Института стран СНГ
http://www.materik.ru/rubric/detail.php?ID=3828&print=Y
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ольга Киевская

Site Admin


Зарегистрирован: 11.02.2005
Сообщения: 7976


Сообщение  |    Добавлено: Ср Мар 11, 2009 3:31 pm
Ответить с цитатой

Лардж, здесь нужно в комплексе смотреть, в динамике за многие годы. Тот же Лукашенко несколько лет терпел изоляцию в ожидании союза. А что ему сейчас остается делать, если мировой кризис коснулся всех, и экономика Белоруссии должна выплывать?

Россия тоже не горела желанием, да и сейчас не горит, взваливать еще кого-то на свои плечи. Была упущена не только Белоруссия, но и Украина. Столь любимая в последнее время Россией "стимуляция" в виде экономического давления привела к обратному эффекту. В вопросе реинтеграции промедление смерти подобно. Когда начинались переговоры по созданию союзного государства, и в России, и в Белоруссии были совершенно другие условия, чем сейчас. На ранних этапах объединить слабые экономики с сохранившимися от СССР связями было проще, чем сейчас - сильные. Годы идут, экономические системы приобретают все больше различий, законодательство нарабатывается, люди к своим странам привыкают, целое поколение, не жившее в СССР, выходит в активную жизнь. Если ни хрена не поменять в консерватории, через 5 лет говорить о каком-то союзе вообще будут только маргиналы.
И менять должна, главным образом, Россия. Не из-за того, что она "всем обязана", а из-за того, что она несоизмерима по потенциалу с другими сторонами переговоров. Ей решать, следовательно, ответственности больше. Да, у России есть возможность вернуть территории силой (не обязательно военной). Но то, что взято силой, потом силой должно будет и удерживаться. Скрытое недовольство населения и пассивное сопротивление - эффективное оружие.
_________________
"Фашизм - это западная демократия на высшей ступени развития." С.Г.Кара-Мурза
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Largebrain

Участник


Зарегистрирован: 06.04.2005
Сообщения: 3128
Откуда: Soviet Union

Сообщение  |    Добавлено: Ср Мар 11, 2009 4:46 pm
Ответить с цитатой

Что там терпел Лукашенко ? Суть заключается в том, что именно Лукашенко, с одной стороны мощно отпиариваясь по поводу объединения, с другой стороны всячески саботирует РЕАЛЬНЫЕ шаги по интеграции и этой деятельгостью он занимается давно, занимался и задолго до кризиса. Я думаю Вы, Ольга как политик, прекрасно понимаете почему. Очень не хочется делиться прерогативами с центром. Батька - хитрый политик и он играет на страхах России и Запада. Когда Россия начинает понукать батьку к реальным шагам по интеграции, батька сроит обиженное лицо и делает реверансы в сторону Запада. Россия пужается - а ну как Белоруссия уйдет. Когда же Запад начинает давить своими фишками в плане либерастизации и т.п., что опять-таки несет опасность ущемления прерогатив, Батька тут же начинает интенсивно дружить с РФ и Запад пужается - а ну как батька пойдет на реальную интеграцию, перед глазами западников начинает маячить призрак могучей империи. Таков механизм батькиной многовекторности.
О возврате территорий грубой силой речь не идет вовсе. Что же касается давления, то без давления кнутом и пряником от Батьки не удалось бы получить даже тот мизер, который получили. В частности для того, чтобы были пописаны последние соглашения относительно вояк, пришлось дать батьке несколько миллиардов (а как не хотелось подписывать, но очень деньги нужны). И то он норовит, получив деньги, пойти на попятный. А для того, чтобы он соблюдал подписанные соглашения - должна быть возможность применения помимо приятных стимулов, и стимулов неприятных (это к вопросу о "стимуляции").
Таков исторический механизм - периферийные элиты всякие батьки и гетманы Хмельницкие со товарищи готовы добровольно пойти на реальную интеграцию только в случае жопы, угрожающей потерей элитного статуса вообще.
Что касается вопроса о том, что Россия что-то специально упустила я не согласен. Россия в виде РФ и не могла не упустить. Просто потому, что слабый центр, не имеющий даже внутреннего порядка и не может в принципе "не упустить". Когда же был наведен мало-мальски порядок внутри государства и появилась возможность заняться делами на периферии - оказалось что времени ушло много, периферийные элиты вошли вкус, влезли сильные сторонние игроки и т.д. Поэтому теперь очень сложно. Объективная закономерность.
Интеграционные процессы зависят исключительно от того, каково будет соотношение сил между центром (РФ), периферией (глубина жопы) и сторонними игроками.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему   вывод темы на печать    Список форумов Я - Anti-Orange! -> Война миров Часовой пояс: GMT + 4
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах




Администрация сайта не несет ответственности за публикуемые на форуме сообщения

© 2005-2020 www.Anti-Orange-ua.com.ru