Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Пересвет
Участник
Зарегистрирован: 24.07.2007 Сообщения: 41
|
|
|
|
Последнее время в историю современной Украины постоянно вписываются "новые современные херои". В данной теме Я бы предложил печатать настоящих борцов за благополучие Украины, людей, которые всегда переживали за свой народ, были победителями и никогда не отсупали от своих принципов...
Начну Я с Украинского бриллианта в короне империи.
Его настоящим именем было вполне славянское Елизар, но запомнили его как Феофана. Феофана Прокоповича.
Он родился в Киеве 18 июня 1681 года в семье мещанской, но вполне духовной, для того чтобы родители решили отправить своего отпрыска на учебу в Киево-Могилянскую академию. Родители и не подозревали, что готовят будущего руководителя не только самой академии, но и фактически всей русской православной церкви.
После окончания учебы отличника отправили в Польшу, где тот познавал основы униатства и католицизма во Владимире-Волынском коллегиуме, натаскивал себя в теологических спорах и философии. Прокопович даже успел поучиться в Римском иезуитском коллегиуме святого Атанасия.
В 1702 году Прокопович возвращается в Киев, Грамотного и неординарного монаха пригласили читать поэтику, философию и риторику в Академии, где постригается в монахи под именем Феофан. Там же, монах-преподаватель стал первым в Украине автором и преподавателем курса математики. Любитель студентов был и личным другом киевского губернатора Дмитрия Голицына
А всего через 9 лет его назначат ректором. Прокопович действительно и заслуженно считался одним из самых образованных людей Украины. Именно он, а не выдаваемый сегодня «вселенским грамотеем» Мазепа...
Как лицо весьма высокого сана, Прокопович естественно вступал в отношения с тогдашним еще гетманом Иваном Мазепой. Говоря по-современному, Мазепа немного финансировал гуманитарные проекты академии, а соответственно довольно часто встречался с Прокоповичем – единственным ученым-энциклопедистом, не только в Украине, но и наверняка во всей империи.
В те годы, когда гетман еще не помышлял ничего грешного и не намеревался отступать от клятвы, данной на Евангелии, в среде духовенства он был своим. По слухам, свою поэму «Владимир», Феофан Прокопович посвятил именно Мазепе.
Прокопович действительно часто упоминал имя гетмана, но было это как раз до известной истории с иноземным королем-протестантом, которого неожиданно решил взять в союзники герой современной «десятигривенки».
В отличие от Мазепы, Орлика, Герцика, Войнаровского и всей кучки любителей шведского престола, Прокопович был истинно православным и не мог изменить обету, Вере и клятве. Поэтому он остался на стороне Петра.
Император же после баталии Полтавской сразу махнул в Киев. Ну, там Лавру посмотреть, помолиться, Господа поблагодарить. В Киево-Могилянской академии, встретился он с ректором Феофаном Прокоповичем, который и выступил перед сознательными городским людом со спичем о «преславной над войсками свейскими победе». Что и говорить, умел человек глаголить.
В 1716 году Прокопович по личному приглашению Петра едет в Петербург. Царь – батюшка нуждался в опытном, проверенном и преданном теософе. Он задумал реорганизовать церковное управление – ликвидировать патриаршество и ввести Синод, а для такой миссии был необходим настоящий ас.
В 1718 году Прокопович становится епископом Псковским, уже проводя императорскую линию. Теоретическое обоснование церковной реформы, Прокопович описал в своем трактате «Духовный регламент». Именно в нем он еще и развил идеи просвещенного абсолютизма, которым после прославилась императрица Екатерина Великая.
Через пару лет Прокоповича назначают вице-президентом Священного Синода. А президентом был тоже украинский выходец - Стефан Яворский, который, по словам известного канадского исследователя антироссийского украинства Орэста Субтельного, «был ярым противником церковного реформирования». Вот так, либо Субтельный - такой историк, либо Петр назначал во главу Синода, противников своих преобразований.
Будучи умнейшим и дальновидным человеком, Феофан разглядел в «замыслах петровых» большое будущее. И он был одним из первых, кто эти замыслы осуществлял.
Прокопович был одним из инициаторов создания Российской Академии наук и возглавлял так называемую «Ученую дружину» - куда кроме него входили А. Кантемир, В. Татищев. Именно Прокопович вел в российские научные исследования интенсивное применение микроскопа и телескопа.
. Он оставил потомкам серию блестящих философских и исторических трудов «Слово о власти и чести царской», «Правда о воли монаршей», «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии». Разносторонние интересы и энциклопедические знания проявлялись практически во всем. Прокопович – сугубо сухопутный и гражданский человек даже написал предисловие к морскому Уставу.
Как человек обеспеченный, Феофан не чурался благотворительности и меценатства. Он основал под Петербургом Кароповецкую школу для детей-сирот и бедняков, написал и издал «Краткая книга для обучения отроков», оставил после себя огромную коллекцию картин (170 полотен) и крупную библиотеку - 30 тысяч книг.
Свою жизнь, Прокопович закончил в чине архимандрита новгородского. Он скончался в 1736 году и был похоронен в Софиевском соборе Новгорода. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Vedmak
Участник
Зарегистрирован: 22.09.2005 Сообщения: 400 Откуда: Киев
|
|
|
|
Пересвет,
Все таки, наверное, более корректно употреблять термины Малороссия и малоросс для людей живших ранее 20 века.
Хотя бы потому, что сами они украинцами себя не считали, хотя бы из за отсутствия данного термина в принципе.
Как я уже писал даже в начале 20 века (1926 год) многие из тех кого записали в украинцы считали себя русскими из малоросов. _________________ Каждому свое: птице - небо, волку - лес |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ять
Участник

Зарегистрирован: 08.04.2005 Сообщения: 887 Откуда: Россия
|
|
|
|
Цитата: | Vedmak писал(а): | Пересвет,
Все таки, наверное, более корректно употреблять термины Малороссия и малоросс для людей живших ранее 20 века.
Хотя бы потому, что сами они украинцами себя не считали, хотя бы из за отсутствия данного термина в принципе.
Как я уже писал даже в начале 20 века (1926 год) многие из тех кого записали в украинцы считали себя русскими из малоросов. |
|
Респект! _________________ На самом деле все великие дела начинаются не со слов "Я смогу! Я сделаю! Я достигну этой цели !"
Все великие дела начинаются со слов "Ну х%й с ним, давай попробуем..." |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Пересвет
Участник
Зарегистрирован: 24.07.2007 Сообщения: 41
|
|
|
|
Понятие же Украина была. В данном случае под украинцами я понимаю жителей этой самой Украины. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ять
Участник

Зарегистрирован: 08.04.2005 Сообщения: 887 Откуда: Россия
|
|
|
|
Не отмазывайтесь!  _________________ На самом деле все великие дела начинаются не со слов "Я смогу! Я сделаю! Я достигну этой цели !"
Все великие дела начинаются со слов "Ну х%й с ним, давай попробуем..." |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Ольга Киевская
Site Admin

Зарегистрирован: 11.02.2005 Сообщения: 7976
|
|
|
|
Украина - название части территории современной Украины поляками.
Малороссия - название той же территории в России, Византии.
Кроме Малороссии, современная Украина включает Новороссию, Крым, Донбасс, Слобожанщину, Галицию, Волынь, Закарпатскую Русь и т.д.
Нужно договориться, каким термином пользоваться. Вводить понятие "Украина" в историческую ретроспективу удобнее, но рискованно. Можно уподобиться бандерлогам, для которых князь Владимир - украинский. Я все же за историческую точность. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Пересвет
Участник
Зарегистрирован: 24.07.2007 Сообщения: 41
|
|
|
|
В украинской истории есть немало имен малороссов, которые волею судеб или личными качествами и достоинствами, становились едва ли не первыми лицами российской имперской истории. Забытые современными историками, презираемые национально закомплексованными учеными и политиками, они как раз и представляют золотой фонд украинства – фонд действительно талантливых, невероятно способных и энергичных, верных присяге и чести героев. Именно они создавали империю, размером в 1,6 часть суши.
Сегодняшнего юбиляра забыли уже давно, еще при Советской власти. Не просто забыли, а вытерли со страниц учебников, справочников, энциклопедий. Тогда его назвали «жандарм Европы и душитель свободы», теперь же он в числе «не чистых» украинцев, ибо служил не мифической незалежной идее, а государственному делу.
«Малороссийский гербовник» выводит род Паскевичей от Федора Цаленко, товарища Полтавского полка (1698 г.), приехавшего в Малороссию из Волыни в начале XVII века. Отцом нашего героя был Федор Григорьевич Паскевич, родившийся в 1760 (неточно) году, богатый полтавский помещик, но при этом служилый дворянин. Чину, правда, невысокого – коллежский советник, шестой класс по петровской «Табели о рангах», что соответствовало армейскому полковнику либо майору гвардии. Сам же Иван Паскевич, появился на свет 8 мая 1782 года – ровно 225 лет назад. Отец отдал его на учебу в Пажеский корпус, где юный провинциал сумел обратить на себя внимание еще до окончания учебы.
30 января 1798-го, был пожалован в звание камер-пажа. Еще полтора года спустя, 1 августа 1800-го, его произвели в лейб-пажи. Окончание 5 октября 1800 года элитного учебного заведения вообще открывало перед молодым дворянином прекрасные перспективы: Иван Паскевич был произведен в поручики и зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк с назначением флигель-адъютантом к Государю Императору Павлу І Петровичу.
После смерти Павла, Паскевич попадает в действующую армию, на войну с турками. Уже в первые месяцы боев молодого офицера награждают за личное мужество орденом Святого Владимира IV степени с бантом и золотой шпагой с надписью «За храбрость».
Здесь Паскевич раскрывает в себе еще одну способность – он блистательно ведет переговоры, причем с тайными миссиями посещает Стамбул. Как командир Витебского мушкетерского полка в боях под Галатобургом, он вошел в историю русской армии, с уникальным результатом - в течение двух недель, он получает сразу два ордена Святого Георгия практически один за одним. Причем оба за личную доблесть.
Практически без передышки, Иван Паскевич встречает новую войну, теперь уже с Наполеоном. Его 27-пехотная дивизия отличилась в боях под Дашковкой и Салтановкой, обороняла Смоленск, «батарею Раевского» на Бородинском поле. Потом были сражения за Малоярославец, Красное, поход в Европу, осада Модлина, Лейпцигская битва, взятие Парижа.
Во Франции на одном из гвардейских разводов император Александр І представил блестящего молодого генерала тому, кто десять лет спустя примет в свои руки скипетр Российской империи под именем Николая І – своему младшему брату, тогда великому князю Николаю Павловичу. Исполнительный без лести, отнюдь не зазнавшийся от славы (впрочем, вполне заслуженной), полководец и просвещенный, но никогда не устававший учиться будущий монарх, по-человечески симпатизировали друг другу. Так зав’язалась дружба длиною в сорок лет.
Украинский герой Кавказа.
В середине 20-х годов XIX века, наиболее «горячей точкой» российской внешней политики был Кавказ, где имперский интересы сцепились с интересами Персии и Турции, отстаивающих интересы далекой «владычицы морей» - Британии.
Героем Кавказа в глазах всей страны был знаменитый генерал Ермолов и под его начало, хотя и с «особыми полномочиями», император Николай, отправляет своего друга и учителя Паскевича. Началсь русско-иранская война.
Отношения у двух амбициозных генералов не сложились, но успехи Паскевича под Елисаветополем, заслужили даже похвалу Ермолова. Император, убедившись в возможностях Паскевича на новом, еще неизвестном ему театре военных действий, отдает ему всю полноту власти.
Паскевич принял на себя командование отдельным Кавказским корпусом и вскоре открыл кампанию, которая, как писал его современник, «обессмертила его имя в местах, прославленных Помпеем, и с того времени недоступных европейскому оружию».
С боями армия Паскевича взяла штурмом крепости Аббас-Абад, Сардар-Абад, Таврис, иеприступную Эриваь - «лучший оплот Персии» Победителям достались богатые трофеи, включая меч самого Тамерлана, как символа персидских шахов. Его вместе с пленным беглерйбеем Гассаном отправили в Санкт-Петербург.
Именно Паскевич практически осуществил мечту Владимира Вольфовича Жириновского – его солдаты омыли свои сапоги в водах Евфрата и готовились взять Тегеран.
Но персы решили вести переговоры, и вновь Паскевич зарекомендовал себя талантливым дипломатом. Именно он разработал и подписал Туркманчайский договор.
Проигрыш персов не остановил от вторжения турецкой армии. И вновь. Паскевич со своими солдатами карабкался по скалам, отбивая у турок одну крепость за другой, одерживая победы, обращая противника в позорное бегство.
Как уже говорилось, Паскевича невзлюбили еще при коммунистах. Случилось так, что он был членом Верховного уголовного суда над декабристами, которые, хоть и были «страшно далеко от народа», но вписывались в марксистско-ленинскую концепцию классовой борьбы.
При этом, многие декабристы (М. Пущин, Данзас, Лорер, Розен,) служили под началом Паскевича и отзывались о нем крайне положительно, как о человеке справедливом и достойном. Великолепно отзывался о генерале и Александр Пушкин, во время своего путешествия по Кавказу.
Но в «антикоммунистическом деле Паскевича» были еще два случая, куда более жестких по отношению к делу свободолюбия.
Главным «гнилым местом» Российской империи была и оставалась Польша. В 1830 году вспыхнул очередной, но наиболее серьезный польский бунт, вылившийся в форменную войну, ибо Царство Польское было автономным образованием со своей довольно мощной армией. Всю серьезность ситуации иллюстрирует факт того, что бунт продолжался целый год. Начавший войну с поляками генерал-фельдмаршал И. Дибич внезапно умер от холеры и царя заменил его своей «палочкой-выручалочкой».
Паскевич прибыл в Польшу в июле 1831 года, а уже 26 августа, в годовщину Бородинского сражения Варшава была взята штурмом. Так Иван Федорович был стал и остается единственным украинским полководцем, который взял польскую столицу, за что и получил титул «князя Варшавского».
Следующим бунтов в жизни Паскевича стал так называемая революция 1848-1849 года в Австро-Венгрии. Любопытно, что сам Николай I, не горел желанием помогать австрийцам, но угроза переноса революции опять же в Польшу беспокоила его.
Клянчить помощи у Паскевича прибыл сам австрийский император Франц-Иосиф. Просьбу удовлетворили, быстро и успешно. Мятежные мадьяры капитулировали. А ужас перед двигающимися полками Паскевича, испытал даже Карл Маркс, со своим другом Фридрихом…
Пара слов о современной украинской памяти…
История прошла несколько витков и казалось бы имя Паскевича должно было выйти из забвения. Но вот, незадача – Иван Федорович не успел за свою жизнь ни разу изменить императору, предать родину, Веру и честь. Не успел он и способствовать «национально-вызвольному руху». При этом, именно он отговорил императора от идеи массового переселения вольных украинцев на Северный Кавказ. Паскевич не проиграл за свою жизнь ни одной войны и ни одного сражения.
За отбитое у турок Боржомское ущелье, ему должны быть благодарны грузины. В бытность наместником на Кавказе, Паскевич отошел от еромоловской карательной практики, чем почти успокоил мятежные племена горцев. Его должны помнить и наверное, прежде всего на его родине.
Его не только не хотят вспоминать - его не знают. На его родине, Русская община обратилась с просьбой к городским властям, каким-либо образом увековечить имя знаменитого земляка. Власть отвечает молчанием. Не так давно, на пресс-конференции в Глобинском районе Полтавскому губернатору Валерию Асадчеву задали такой же вопрос. Историк Асадчев ответил весьма емко: «Шо?»
Но не все полтавчане равнодушны к подвигам и памяти. К юбилею полководца, увидела жизнь книга «Соткавший славу из побед» (авторы Ю. Погода, В. Шестаков) – первая работа о Паскевиче за всю историю Украины, готовится и первая научная конференция. Память – штука изящная, не стоит пренебрегать ей, даже во имя мазеп и петлюр… |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Vedmak
Участник
Зарегистрирован: 22.09.2005 Сообщения: 400 Откуда: Киев
|
|
|
|
Пересвет,
я то вас понял, просто когда говорят об укранцах имеют в виду, что это не русские так же Украина не Россия.
В то же время понятие Украина/Малороссия было - часть России. И проживающие на этих землях считали себя русскими (из малоросов). Потому считаю, что термин Малороссия более корректен.
Вообще в самом названии Украина заложена логическая мина. Украина/окраина (корень несущий основной смысл край) может быть лишь частью чего то большего (край может быть только у целого). То есть Украина - или часть (окраина) России или Польши, или еще какой то страны, но никак не нечто самодостаточное. И эта установка прямо работает на подсознание, и ничего тут не сделаешь. Разве вернуться к названию - Малороссия или просто Русь. _________________ Каждому свое: птице - небо, волку - лес |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|