Ольга Киевская
Site Admin

Зарегистрирован: 11.02.2005 Сообщения: 7976
|
|
|
|
Украинцы, живо интересующиеся родоводом нового главы державы, были немало удивлены, когда Виктор Ющенко во время прямого эфира на телевидении записал своего отца в волынские партизаны…
Тема родителей Виктора Андреевича могла бы остаться «запретной зоной» для публичного обсуждения, если бы он сам время от времени не козырял памятью своего почтенного отца, особенно в ходе предвыборной агитации. Впрочем, ничего предрассудительного в этом нет, напротив – чтить память славных предков и рассказывать об их подвигах является традицией и украинского, и других народов Европы.
Проблема в ином – в подробностях военной биографии ныне почившего Андрея Ющенко, которые время от времени выдают его сыновья. Дело в том, что порою они вызывают откровенное недоумение.
Например, израильский еженедельник «Время» как-то опубликовал статью, в которой приводится неосторожное высказывание Петра Ющенко (брата нынешнего президента), а именно: «в семье нашей ежедневно пили хороший кофе, к которому папа пристрастился в плену». И задал справедливый вопрос – если известно, тот провел свой плен в фашистских концлагерях, то за какие такие заслуги его там поили кофе, да еще и «хорошим»? На этот счет появилось немало острых предположений, однако надо думать, что Петр Ющенко просто оговорился – потому что во время войны хорошее кофе в гитлеровской Европе было большим дефицитом. Даже немецкие офицеры пили ячменный эрзац!
Оговоркой, видимо, были и брошенные в обиде слова самого Виктора Андреевича в ответ на «радушный» прием, оказанный ему в Донецке: «мой отец за вас 4 года сидел в Бухенвальде, Дахау и 8 месяцев в Освенциме». Ведь война вообще-то длилась 3 года и 11 месяцев, и в мае 1945 года все узники лагерей смерти были уже освобождены. Оказаться же в гитлеровских застенках раньше начала Великой Отечественной будущий отец украинского Президента не мог, поскольку Виктор Ющенко говорил: «…мой отец служил в Красной армии, был пограничником на Западном Буге и попал в плен 24 июня 1941 года».
В пограничники, как во многие другие подразделения НКВД, брали людей физически очень здоровых. Поэтому, наверное, не вызывает особого удивления что его «тяжело раненый» (со слов Виктора Андреевича) отец не погиб по пути в лагерь - а немцы просто добивали тех, кто не мог самостоятельно передвигаться – и все-таки выжил. Более того, сумел совершить из таких хорошо охраняемых концлагерей как Бухенвальд и Дахау 7 побегов (тоже со слов Виктора Ющенко). Впрочем, опять же, неточности в степени ранения и количестве побегов тоже можно отнести на счет оговорок.
Именно эта версия стала почти официальной, и про отца Президента, которому не повезло практически от самого начала до самого конца войны провести в самых страшных местах фашистской Европы, уже не раз и писали в прессе, и рассказывали по телевидению.
Однако во время прямого телеэфира с Виктором Ющенко произошло странное. На вопрос, кем он чувствовал себя во время парадного шествия ветеранов по Хрещатику, тот ответил «Я відчував себе сином воїна Радянської армії, який 6 місяців бродив, після того як німці на його заставі перейшли кордон, по волинським болотам, ведучи партизанську підпільну роботу».
Из этих слов можно понять, что его отец не попадал в плен 24 июня, а до самого декабря (когда немцев уже били под Москвой) сражался с фашистами в тылу врага. Назвать это оговоркой уже практически невозможно, это уже практически новая версия биографии Андрея Ющенко – ставящая под сомнение и срок его пребывания в концлагере.
Но самое печальное, что под сомнение прежде всего снова ставится честность самого Президента. Возможно, Виктор Андреевич посчитал необходимым ответить именно так, а не иначе. Например, чтобы как-то приблизить своего папу к волынским бойцам УПА (которая возникла в 1942 году) – это бы отвечало его намерением примирить их с ветеранами Красной Армии. Или просто решил приукрасить биографию отца геройским эпизодом. Однако в итоге, как ни крути, выходит что он рассказывал украинским избирателям байки.
Что рождает неприятный вопрос: а что еще из сказанного и обещанного им – байки?
Сергей Дубина, специально для President.org.ua
http://president.org.ua/viewpoint/news-53147 |
|
Ольга Киевская
Site Admin

Зарегистрирован: 11.02.2005 Сообщения: 7976
|
|
|
|
Уже в самом начале президентской карьеры Виктор Ющенко начал странным образом забывать о своих предвыборных обещаниях. Например, о проекте Указа про защиту прав граждан на использование русского языка.
Начало этой истории, которая не завершилась политическим скандалом, наверное, только потому, что «утонула» в массе более масштабных событий, на которые богаты наши дни, положил сам Виктор Андреевич. Случилось это 18 октября 2004 года, когда он, в рамках своей предвыборной компании, подписал три проекта президентских Указов. Согласно задумке, они должны были войти в юридическую силу в случае его победы на выборах.
Первый из них касался выводa украинского контингента из Ирака, два остальных назывались «Об обеспечении благоприятных условий для взаимных поездок граждан Украины, Российской Федерации и республики Беларусь» и «О защите прав граждан на использование русского языка и языков других национальностей Украины». Как раз о судьбе последнего и идет речь.
Как можно понять уже из названий, они должны были стать интересными прежде всего жителям Восточных и Южных регионов Украины – «проблемных» для Виктора Ющенко в силу политических взглядов тамошнего населения, не очень жалующего «оранжевого» кандидата. Причем во многом как раз по вопросам русского языка и отношения с Россией – в частности либерализации пересечения украино-российской границы. Не секрет, что Ющенко там воспринимали как русофоба и даже украинского националиста. Переубедить избирателей в обратном нужно было чем-то более веским, чем простым прикладыванием руки к сердцу.
Сама идея агитировать не только пунктами программы и зажигательными речами, но и проектами указов, в политической истории Украины - это почти ноу-хау. Как известно, проблема выполнения (точнее – невыполнения) украинскими политиками своих обещаний далеко не надумана. И любые методы убедить электорат поверить слову кандидата в некоторых ситуациях могут стать для него той соломинкой, по которой он взберется к победе.
Стали ли для Виктора Ющенко такой соломинкой, прибавившей в критический момент необходимое число голосов, его проекты Указов? Вряд ли. Да и сама формулировка защиты прав граждан на использование русского языка была слишком уж поверхностной. Чиновникам всего лишь предписывалось общаться с гражданами (в том числе и письменно) на их родном языке – имеется в виду русский. Это далеко не то, чего хотело бы большинство жителей Востока и Юга, (согласно социологическим опросам), и некоторыми из них даже было воспринято как насмешка. Но на больший компромисс в этом направлении Виктор Ющенко и его команда видимо пойти не могли. Словом, вышло классическое «берите, берите, скоро и этого не будет», которое живого интереса вызвать, конечно же, не могло.
Однако каково бы не было содержание этих проектов, об их подписании было объявлено, более того, он сам прокомментировал, в частности, проект Указа о языке:
«Согласно Конституции, все граждане имеют право беспрепятственно пользоваться своим родным языком, в частности, русским. И это указ призван помочь им как можно шире реализовать свое право на практике, одновременно приблизив местную власть к людям…»
Этот комментарий также появился в электронных СМИ (http://www.korrespondent.net/main/104555). До сих пор требований опровергнуть его от самого Виктора Ющенко или его уполномоченных никому не поступало. Тем самым как бы признается, что его произнес не «человек похожий на…» или «голос похожий на…», а непосредственно сам Виктор Андреевич.
Многострадальные выборы закончились, Ющенко стал президентом. Согласно его же обещаний (с прикладыванием руки к сердцу), проекты Указов должны были стать настоящими Указами Президента Украины. Дал слово – держи!
Но вот тут-то и начались странности.
15 февраля 2005 года государственный секретарь Александр Зинченко сообщил журналистам, что Указы вступят в силу в течение 5-7 дней. Однако прошла неделя, прошел месяц, но про Указ о защите прав на использование русского (и других) языков никто из руководства державы уже не вспоминал.
Понятно, что в хаосе грандиозных кадровых перестановок, висящем в воздухе вопросе о реприватизации, более чем странном самоубийстве экс-министра МВД и прочих последствий смены власти, про эти Указы могли попросту забыть. Может быть где-то положили в самый низ стопки бумаг, или уже пустили в ход, да недосуг было проинформировать журналистов. В принципе ничего страшного, забыли – напомним.
И напомнили. 28 апреля на сайте «Обозреватель» было опубликовано интервью Виктора Ющенко, которое он дал журналистам «Украины молодой». Вот тут то и произошел конфуз.
В конце (опубликованного) интервью Президента спросили:
- Вікторе Андрійовичу, хоча ми вже перебрали всі ліміти часу, але не можемо не поставити питання, яке зараз дуже турбує українську інтелігенцію, і не тільки її. Йдеться про проект вашого указу щодо переваги для російської мови, тобто про те, що державні чиновники мають відповідати тією мовою, якою до них звертаються громадяни.
На этот вопрос глава державы, гарант Конституции и человек, неоднократно заявляющий о своей честности, ответил:
- Такого проекту я не бачив, автором його не був, я його не підписував. І не підпишу.
Тут, по идее, должна была бы возникнуть немая сцена с участием миллионов граждан Украины, которые своими ушами слышали и своими глазами читали либо сами проекты указов, либо информация о них. И не только русскоязычных – поскольку дело не в содержимом указа, который, как сказано выше, мало отвечал их интересам – а в факте отрицания Виктором Ющенко самого документа, который он использовал в предвыборной компании, который он подписал, который он комментировал, и о которым его госсекретарь еще два месяца назад говорил, что тот вступит в силу через 5-7 дней.
Сцена не возникла только потому, что в силу ряда причин информация не получила широкой огласки (пока еще). Тем не менее, подобное поведение первого лица государства вызывает большое опасение. Вначале – за его здоровье. Уж не склероз ли приключился с Виктором Андреевичем, не на почве ли отравления диоксином? Ведь тревожно не только за него, как за человека, но и за государство – в памяти тут же встают образы Ульянова-Ленина в постели в Горках, управляющего страной записочками через посыльного, или Бориса Ельцина, «работающего с документами» на больничной койке в Барвихе почти весь свой второй президентский срок.
Это реакция чисто человеческая – потому что скорее хочется поверить в то, что Президент действительно начисто забыл о своем же указе, чем в то, что банально «кинул» избирателей. Ведь подобных отказов первого лица государства (да и других политиков) от своих же слов украинская история еще не знала.
Однако если внимательней ознакомится с событиями, происшедшими на отрезке времени между 15 февраля и 28 апреля, то причину президентского «склероза» можно увидеть в нескольких демаршах его сторонников, мнением которых он, возможно, не мог пренебречь.
17 февраля министр юстиции Роман Зварыч заявил о своем намерении уйти в отставку, говоря об оказываемом на него давлении. Как известно, его ведомство – одна из инстанций, через которые должны были пройти президентские Указы. Не исключено что он задержал продвижение Указа о языках (несколько других прошли и были реализованы) по каким-то соображениям. В результате чего он не вступил в силу, как обещал Зинченко, а остался в стадии проекта – образно говоря, под сукном.
В начале апреля (по прошествии полутора месяцев) с резкой критикой Указа выступил Народный Рух Украины, заявив, что тот нарушает Конституцию Украины. Того же мнения был и народный депутат, заместитель председателя Украинской народной партии Иван Заец. 23 апреля на VII съезде Всеукраинского общества «Просвита» приняли заявление, в котором осудили любые попытки либерализовать положение русского языка.
Как известно, обе вышеназванных партий, так же как и общество «Просвита» - политическая опора Виктора Ющенко, имеющие громадное влияние в Западных регионах Украины. И которую ему не хотелось бы терять перед будущими парламентскими выборами. Поэтому внезапный провал в памяти Президента вполне логически может прояснятся тем, что он решил дать обратный ход проекту Указа, столь раздражающего своих союзников, вплоть до отрицания его существования. Эдакий знак вежливости.
Что ж, своим сторонникам Виктор Ющенко возможно этим и угодил. Однако как быть с избирателями Восточных и Южных регионов, для которых и разрабатывался этот проект Указа, и которых в итоге Президент кинул ради избирателей Западных регионов? И как быть со словом Президента Украины, которое после этой истории ощутимо потеряло в весе?
Нехорошо получилось…
http://president.org.ua/viewpoint/news-52711 |
|