Андрей
Участник
Зарегистрирован: 31.01.2006 Сообщения: 77
|
|
|
|
Украину ждет дальнейшее охлаждение экономики
"КОНТРАКТЫ"
В 2005 году темпы развития украинской экономики снизились в 5 раз — до 2,4%. В этом году Украину ждет дальнейшее охлаждение экономики. Спасти ситуацию могут лишь инвестиции крупного национального капитала
Официальные итоги экономического развития Украины в прошлом году подтвердили все самые пессимистические ожидания «экономических заморозков». По данным Госкомстата, рост ВВП Украины в прошлом году составил 2,4% (в 2004 году этот показатель насчитывал 12,1%), промышленное производство выросло только на 3,1% (против позапрошлогодних 12,5%). Сальдо внешней торговли товарами за 10 месяцев прошлого года упало до -$10,3 млрд. И это при планах правительства нарастить ВВП на 8,6%, о чем с уверенностью говорили чиновники еще год назад. А недавнее высказывание Виктора Ющенко (к тому же сдобренное фразой о том, что экономический рост в прошлом году составил 3-3,3%), дескать, 2005 год стал наиболее успешным за все годы независимости Украины, выглядит не иначе, как злой иронией.
Унылую картину несколько скрашивает лишь динамика инфляции — рост потребительских цен в 2005 году составил 10,3%, не выйдя за рамки прогноза Минэкономики годичной давности (10-11%). Однако если рассмотреть такой показатель, как дефлятор ВВП (то есть средний индекс цен в экономике) становится ясно, что на деле цены выросли более существенно, чем в «инфляционном» 2004-м.
Казалось бы, рост в 2,4% после экономического бума 2003-2004 гг. можно считать вполне удобоваримым показателем. Украина — не Китай, поддерживающий 20-летний рост ВВП за счет политической стабильности и дешевой рабочей силы, и даже не Россия, сполна воспользовавшаяся ростом цен на энергоносители. Однако в условиях, сложившихся за последние годы, отечественная экономика могла рассчитывать на большее, нежели 2,4% роста ВВП по итогам прошлого года.
Слишком низкий старт
Печальнее всего, что макроэкономических предпосылок для столь существенного снижения темпов роста экономики Украины не было. Условия для развития на старте прошлого года сложились даже более благоприятно, чем в начале 2004 г. Ведь позапрошлый год наряду с рекордными темпами роста ВВП и промпроизводства отличился еще и необычайно позитивной динамикой инвестиций. Бизнес, особенно крупный, наконец начал реинвестировать накопленную прибыль в модернизацию производства. Инвестиции в основной капитал по сравнению с 2003 годом выросли на 28%. Более того, Украина не без основания рассчитывала на существенный приток прямых и портфельных инвестиций из-за рубежа. Об интересе к Украине заговорили иностранные банки, финансовые компании, ритейлеры и связисты. А индекс EMBI+Украина (разница между котировками «безрисковых» бумаг Госказначейства США и гособлигациями Украины), показывающий привлекательность страны для глобальных инвесторов, сузился до 180 пунктов. То есть Украина в глазах международных портфельщиков выглядела намного привлекательнее большинства развивающихся стран, включая Россию. Поэтому даже сдержанные эксперты из МВФ и Всемирного банка, в своих экономических прогнозах ориентирующиеся на долгосрочные тенденции, предрекали рост-2005 не менее чем на 6%.
Без денег, без льгот
Сергей Терехин в бытность министром экономики объяснял относительный спад промпроизводства и инвестиций в начале года последствиями оранжевой революции. Мол, во время политического кризиса крупный и средний бизнес выжидал с подписанием среднесрочных контрактов на поставки своей продукции, а потенциальные инвесторы заморозили инвестпроекты до появления политической стабильности. Впрочем, когда в середине прошлого года рост промпроизводства по-прежнему не дотягивал до показателей 2004 года, Терехин принялся сетовать на статистику: якобы прежняя власть умышленно завышала темпы роста ВВП. Нынешний же министр экономики Арсений Яценюк одной из ключевых причин падения темпов роста ВВП назвал ликвидацию налоговых льгот.
Логику в заявлениях чиновников, напрямую ответственных за отечественную экономику, найти можно. Действительно, отложенный инвестиционный спрос в начале 2005 года был весьма высоким, подтверждением чему служит масштабная реализация инвестпроектов в марте—мае 2005 г. Что же касается налоговых льгот, то через ликвидированные СЭЗ и ТПР на. деле проходили значительные объемы льготного импорта, позже с наваром продававшиеся под видом отечественной продукции.
Другая причина снижения экономического роста — недостаток свободных денег в экономике. На первый взгляд, это утверждение может показаться странным: рост предложения денег в прошлом году превысил 60% — больше, чем за каждый из трех предшествующих лет. Все дело в источнике денег, влившихся в экономику. В 2002-2004 годах фактором увеличения предложения денег стал выкуп НБУ валюты у предприятий-экспортеров. А в 2005 году
— рост банковских депозитов, проще говоря, денег стало больше не у промышленников, а у населения. Инвестиционный потенциал этих денег невелик (подробнее см. Жить стало веселей)
— большая их часть была потрачена на жилье, валюту и ширпотреб, особенно импортный. Уже с марта Украина стала покупать больше зарубежных товаров, чем продавать за границу
— и это при необычайно высоких ценах на металл и продукцию химпрома.
Мало того, в Украине так и не появились работающие механизмы конвертации доходов населения в долгосрочные инвестиции в промышленное производство. Существующие в стране розничные банки, пенсионные, инвестиционные и прочие фонды, имеющие право работать со средствами населения, в лучшем случае зарабатывают на автомобильных и жилищных кредитах и кредитовании малого бизнеса, в худшем — на спекуляциях акциями на фондовом рынке. А банки, специализирующиеся на кредитовании украинской промышленности — это либо дочки иностранных банков (Citibank, ING и пр.), либо дочерние банки финансово-промышленных групп (например, ПУМБ), обслуживающие предприятия, входящие в материнскую ФПГ.
Впрочем, и первая (ликвидация льгот), и вторая (недостаток денег) причины замедления темпов роста ВВП — далеко не основные. Первопричина охлаждения — резкое снижение инвестиционного спроса, наблюдавшееся на протяжении всего прошлого года.
Без инвестиций
Спад промпроизводства и темпов роста экономики в прошлом году имел ярко выраженную инвестиционную природу. Инвестиции в промышленность, а это 40% всех инвестиций в капстроительство, за первое полугодие увеличились только на 7,4%. Иными словами, крупный бизнес инвестировал средства лишь для поддержания основных активов в мало-мальски рабочем состоянии.
Уже в I квартале прирост инвестиций в основной капитал упал до 4,5%. Результат — замедление экономического роста до 5%. Несколько оживились инвестиции во II квартале — +8,4%. Причиной этого стала появившаяся определенность в отношениях власти и крупного бизнеса. Олигархам стало ясно, что реприватизация, если и состоится, то коснется лишь активов опальных собственников, вроде Виктора Пинчука и Рината Ах-метова, излишне активно сотрудничавших с прежней властью. Кроме того, как раз на II квартал пришлась реализация планов зарубежных инвесторов (см. Контракты, № 27, 2004) — в Украину зашли российские Внешторгбанк, Тройка Диалог, Патэрсон, Евроцемент, о планах в отношении нашей страны заговорили Северсталь и Ренова (РФ), шведская IKEA, тайваньская China Steel. Несмотря на то что в стране продолжали бушевать бензиновые и продовольственные страсти, сдобренные конфликтом Юлии Тимошенко с Петром Порошенко, казалось, трудные времена позади.
Однако обострение корпоративных войн, сопровождавшееся совершенно неясной позицией государства в отношении как внутренних, так и зарубежных инвесторов, вылившееся в сентябрьский политический кризис,' привело к абсолютно предсказуемому итогу — очередному падению активности инвесторов. Рост инвестиций в III квартале насчитывал 3,4%, чего мало даже для продолжения работы промпредприятий в прежнем режиме. А инвестиционный голод предыдущих двух кварталов, на который наложилось падение цен на украинский экспорт, привел к замедлению экономического роста по итогам квартала до 1,2%.
Исправить положение дел обещал IV квартал: на руку украинской экономике должны были сыграть эффект низкой базы (то есть замедление экономического роста в конце 2004 года), возвращение цен на химию и металлы к апрельским значениям, а также снижение инфляционных ожиданий. Но даже скромного показателя экономического роста в 4,5-5% (обещанных в сентябре новоназначенным премьером Ехануровым) достичь не удалось. Ноябрь и вовсе стал «черным» для отечественной ЭКОНОМИКИ: НИ ЧИНОВНИКИ, ни эксперты до сих пор не могут четко сформулировать причину спада (-2,2%) в последний месяц осени.
Аутсайдеры и лидеры
Самые неприятные тенденции в ушедшем году наблюдались в отраслях, заслуженно считающихся локомотивами экономического роста: металлургии, машиностроении, нефтепереработке, отчасти — химии. Наиболее существенное падение объемов производства было зафиксировано в нефтепереработке и производстве кокса —13,4% в годовом выражении. Против отрасли одновременно сыграли два фактора: попытки регулировать цены нефтепродуктов в ручном режиме, предпринятые правительством Тимошенко, и удорожание бензина в 2004 году, стимулировавшее собственников российской нефтепереработки инвестировать в расширение производства. Реакцией российских собственников отечественных НПЗ (а им принадлежит 4 из 6 заводов) на искусственное регулирование цен была остановка НПЗ «на плановый ремонт» и увеличение поставок нефтепродуктов напрямую из России. Очень показательной стала ситуация в металлургии — именно эта отрасль была, остается и как минимум в ближайшие 3-5 лет останется ключевой для отечественной экономики. Несмотря на сохранение высоких цен на металл на мировых рынках (см. Контракты, № 51, 2005), отечественная металлургия в прошлом году продемонстрировала даже не замедление роста, а падение — на 1,5%. Причем стагнация отрасли стала прямым результатом падения внутреннего инвестиционного спроса — металлурги не смогли компенсировать некоторое снижение мировых цен весной за счет поставок продукции на внутренний рынок.
Третьим аутсайдером-2005 совершенно неожиданно стало строительство — в чем непосредственная вина государства. Увлекшись предвыборным повышением социальных расходов, власть практически забросила реализацию масштабных инвестпроектов в строительной отрасли. Высокие темпы роста в строительстве в 2004 году были обеспечены, в том числе, за счет ввода в эксплуатацию двух энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС, строительства и модернизации железнодорожных магистралей, начала строительства автобана Киев-Одесса и т. д. А в прошлом году госинвестиции в строительство сохранились практически на уровне 2004 года. Итог — резкое падение как физических объемов, так и добавленной стоимости в строительном секторе. Ситуацию не спасли даже бурные темпы роста частного строительства, особенно жилищного.
Мало чем порадовали такие сферы, как машиностроение и химпром; Да, с одной стороны, эти отрасли стали самыми динамичными среди инвестиционно-ориентированной промышленности. Химпром за год вырос на 7,8%, нефтехимия — более чем на 10%, машиностроители отличились ростом на 7,1%. Однако падение внутреннего инвестиционного спроса сказалось и в этих секторах: та же «машинка» в 2004 году выросла на гораздо более весомые 28%. Тем более высокая доля машиностроительного роста пришлась на транспортное машиностроение (+12,4%), то есть на необходимое обновление подвижного состава железнодорожного транспорта. А увеличение производства в этом секторе произошло бы при любом состоянии экономики. Похожие тенденции отмечались и в добывающей промышленности — даже 20-25% (в среднем) рост цен на продукцию добывающего сектора смог обеспечить только 4,1% роста производства.
Лидерами же роста вполне ожидаемо стали пищевая промышленность (+13,1%), транспорт и связь (+8,1%). По данным НБУ, довольно высоким оказался и рост в секторе услуг (+25%). Крайне интересная ситуация сложилась в оптовой и розничной торговле. С одной стороны, Госкомстат фиксирует рост объемов торговли почти на 22%, с другой — валовая добавленная стоимость в этом секторе упала на 8,3%. Одно из возможных объяснений — уже упоминавшаяся ликвидация налоговых льгот. Значительная часть фиктивной добавленной стоимости генерировалась именно в торговом секторе.
Фактор X
Вывод из тенденций прошлого года для года нынешнего следует самый неприятный: предпосылок для возобновления экономического роста хотя бы на 5-6% сейчас нет. Внутреннее предложение пока не покрывает и половины резко расширившегося внутреннего спроса, рост инвестиций, мягко говоря, незначителен, инфляционные ожидания, напротив, — крайне высоки. Головной болью для прогнозистов Минэкономики и НБУ стало грядущее удорожание энергоносителей. По официальной версии, невозможность точно рассчитать последствия роста цен на газ стала причиной отзыва профильным министерством последней версии макропрогноза, в котором экономический рост-2006 предсказывался на уровне 6%. На самом деле чиновники забили тревогу еще в декабре. По информации Контрактов, на одном из совместных заседаний правительственные чиновники и эксперты международных экономических организаций всерьез обсуждали возможность падения ВВП в этом году на 5%.
Кроме того, отечественная экономика сейчас крайне зависима от действий государства. Любое вмешательство власти в экономику — будь то попытка установить максимальные цены на бензин либо заявление об очередном реприватизируемом предприятии — вызывает бурную реакцию бизнеса. А значит, государство до сих пор не сформировало механизмы, способные обеспечить нормальное функционирование экономики без участия «невидимой руки власти».
Наконец, не на пользу развитию украинской экономики и мартовские парламентские выборы: появления столь необходимой инвесторам стабильности не стоит ждать минимум до второго полугодия. Сегодня и зарубежные, и отечественные капиталисты не скрывают опасений по поводу своих потенциальных вложений — и так же, как перед президентскими выборами, откладывают реализацию «украинских планов» до более благоприятных времен.
Если прогнозировать экономический рост на текущий год исходя лишь из макропоказателей развития экономики, итог будет неутешительным, В лучшем случае требующая инвестиций экономика способна вырасти на 4-4,5%- Да и то при условии возобновления инвестиций уже во II квартале, летнего вступления в ВТО и сохранения цен на отечественный экспорт на нынешнем уровне. В случае же реализации пессимистического сценария (рост цен на газ для пром-потребителей до $110-125/тыс. куб. м, продолжение роста товарного импорта, отсутствие инвестиций, падение мировых цен на металл и мин-удобрения, инфляция на уровне 13-15%), в следующем году ВВП Украины, по расчетам Контрактов, упадет на 2,5-3%.
Другое дело, что непредсказуемая украинская экономика снова может выкинуть очередной фортель — теперь со знаком плюс. Так было, например, в 2000 году, когда предпосылок (инвестиции, низкая инфляция и пр.) для роста ВВП как будто не существовало, однако ВВП за счет сырьевого сектора вырос на 9%. Условно это можно назвать «фактором X».
Тем более что есть и причины для того, чтобы этот фактор сыграл в пользу развития экономики. На деле «условно-свободные» денежные средства, которые могут влиться в экономику и стать генератором возобновления роста ВВП существуют — в виде денег, заработанных крупным капиталом и активно выводимых за рубеж в течение всего прошлого года. Подтверждение тому — итоги состоявшихся весной — в начале лета собраний акционеров предприятий, входящих в орбиту крупнейших бизнес-групп. Практически вся прибыль большинства промпредприятий вместо реинвестирования в модернизацию была направлена на выплату дивидендов акционерам (в данном случае собственникам-олигархам). Подобная тенденция, похоже, сохранится и в нынешнем году и, соответственно, решить проблему роста можно будет путем привлечения этих средств в реальный сектор отечественной экономики.
Вот только проблема в том, что, судя по всему, кроме олигархов, рассчитывать экономике не на кого. Ни бюджетные инвестпроекты, ни зарубежные инвестиции, ни повышение доходов населения не смогут стать источником возобновления экономического роста. Как минимум в 2006 году.
Евгений Дубогрыз, «Контракты»
www.kontrakty.com.ua |
|