Ольга Киевская
Site Admin

Зарегистрирован: 11.02.2005 Сообщения: 7976
|
|
|
|
Еще во времена Степана Разина у казаков существовала "столица" Черкасск, а само название черкас очень древнее и не имеет никакого отношения ни к Украине, ни к нынешнему украинскому провинциальному городку как прародителю казаков. Ну, не считая уж такой "мелочи", что во времена Екатерины никаких украинцев еще и в проекте не было.
Учите матчасть. (С)
Цитата: | ЧЕРКАСИЯ — горная страна на Сев. Кавказе, названная так, очевидно, во имени древнего народа Керкетов или Церкетов. По Константину Багрянородному в ее западной части лежала Касахия, а в персидской географии того же времени там указана Земля Касак, упирающаяся в Азовское море. Европейские путешественники пишут ее название — "Циркасня" и знают этот край от XIII в. Точные пределы Ч. указывает Итальянец Амброзио Контарини (XV в). По его словам она тянулась вдоль всего Кавказского горного хребта от Абхазии до Дагестана. В русских летописях это — Черкасы, как и все народы там проживавшие. Ч. избежала власти золотоордынских ханов, в конце XV в. она попала в сферу политических влияний Турции и после этого ее имя исчезает из исторических памятников.
ЧЕРКАССК НОВЫЙ — Городок основанный ок. 1650 года близ крепости Острогожск. В нем поселилось до тысячи семейств Запорожских Черкасов, во главе с полковником Иваном Дзиковским, вышедших из "Литвы" от ужасов кровавой и безнадежной Казачье-Польской войны.
ЧЕРКАССКИЙ ГОРОД (дон.) — одно из старых казачьих поселений на Дону в 60 клм. от Азовского моря. От 1644 г. здесь свыше 150 лет находился центр управления Доном и его военные кадры, — Главная Войска. Точных данных о времени его основания не сохранилось. Ранний русский историк Болтин считает Ч. Г. поселением Днепровских Черкасов, отставших от пятитысячного казачьего отряда, будто бы пришедшего в 1569 г. с князем Михаилом Вишневецким на помощь русским под Астрахань. Однако, такую помощь приходится считать не только сомнительной, но и совершенно невероятной: князь М. Вишневецкий был неизменно верным подданным Речи Посполитой, воевавшей в то время с Москвой. Он не мог повести подвластных ему Среднеднепровских Казаков на помощь московскому царю, врагу его родины. Дата, указанная Болтиным, тоже не может отвечать действительности, т. к. еще в 1580 г, между Нижними Раздорами и Азовом никаких казачьих по-' селений не было и царь просил Донцов особенно оберегать его послов в Турцию именно на этом участке.
Судя по названию, город был, действительно, основан теми Казаками, которых называла и Черкасами, т. е. выходцами из Черкасии, покинувшими ее в 1582 г., во время наиболее обостренной борьбы между жителями Сев. Кавказа и крымским ханом, когда кавказские степи, снова наполнились полчищами Турок. Поэтому основателями Ч. города следует считать тех жителей приморских районов Кубани, о которых за 60 лет перед этим писали Герберштейн и Матвей из Мехова, как о христианах славянской речи. Недаром первые морские походы с Дона относятся к 1584 году, причем от этого времени исходным пунктом каждого такого предприятия служил именно Ч. Г. Его аванпостом вскоре стал Монастырский городок на 12 клм. ниже по Дону. В 1643 г. оба эти передовые поселения стали жертвой неожиданного нападения Турок и Татар, но уже в следующем году Казаки не только заново отстроили, но и укрепили Ч. Г. Сюда перешли Главный Стан и Всё Великое (Главное) войско Донское.
От этого времени население города непрерывно увеличивалось. К 1672 году в его стенах, на острове между Доном и Протокой помещалось четыре станичных общины: Черкасских две, Средняя и Павловская. Вскоре к ним пристроились Прибылянская и Дурновская. К концу XVII ст. Казаки заселили и соседний остров, приместив там пять новых станиц: Скородумовскую, Тетеревскую и три Рыковских (Верхнюю, Среднюю и Нижнюю). Несомненно, все они пополнялись и Запорожскими Казаками, уходившими с Днепра и Донца. Тогда же, при двух подгородных хуторах, высокими валами окружены загоны для скота и конских табунов, а около них за Протокой основано поселение "базовых" (оседлых) Татар, пожелавших жить около-Казаков.
Вскоре Ч. Г. вырос в крупный центр международной торговли; его рынок с "Греческими рядами" стал привлекать купцов из стран Балканского полуострова, с Кавказа, из Ирана, Киева и Москвы. С юга и востока на казачий рынок шли шелковые и парчёвые ткани, персидские и индийские шали, ковры, драгоценные камни, перламутровые, жемчужные и коралловые ожерелья, клинки для шашек и кинжалов, луки, металлические украшения для поясов и конской сбруи, арабские и карабахские скакуны; Венеция доставляла стволы для пищалей и пистолетов, Греки — оливковое масло, вина, южные фрукты и восточные сладости; Киев присылал на Дон церковную утварь и облачения, хлеб, крупу, посуду, а Москва — деревянные и железные хозяйственные принадлежности, канаты, шнуры, нитки и дешевые ткани. Казаки, в свою очередь, предлагали меха, продукты скотоводства и рыболовства, предметы из боевой добычи и живой ясырь, спрос на который шел и с севера и с юга.
В Ч. городе помещался Войсковой атаман, все государственные учреждения республики и Главная Войска, очередные кадры бойцов готовых к обороне края. Здесь же принимались послы иностранных государств, назначались и высылались свои дипломатические представительства к соседям. На широком майдане высился
величественный собор, возле которого собирались Вальные и Войсковые Круги для решения очередных дел: выбора должностных лиц, суда по особо важным преступлениям, решения вопросов о войне и мире, распределения станичных земельных юртов и т. п.
Собор во имя Воскресения Христова был выстроен в 1650 году из дерева, а после пожара на том же месте в 1706-19 гг. воздвигли новый — каменный, который стоит до сих пор. Это девятиглавый храм, построенный по обще-казачьим архитектурным вкусам, а потому сходный с некоторыми церквами Гетманщины. Он построен на одном из наиболее возвышенных мест (на юру), а для предохранения от особенно обильных вод разлива он вознесен на мощном и высоком фундаменте, внутри которого оставлены обширные подвальные помещения. Широкая лестница ведущая в храм, его паперть и весь пол собора выложены тяжелыми чугунными плитами. Каменная колокольня стоит отдельно. Внутренняя отделка храма была выполнена очень богато; девятиярусный иконостас заполняло множество икон старого письма в дорогих ризах; серебро, золото, дорогие камни украшали всю церковную утварь; в ризнице помещалась ценная библиотека рукописных и старопечатных книг, в глухой камере-сейфе хранились донские "клейноды", архивы и регалии, знамена, царские грамоты и другие важные документы.
Кроме собора, Казаки построили в стенах крепости каменную церковь апостолов Петра и Павла, а также Ратницкую церковь Преображения Господня на кладбище. Первую, на месте стоявшей там от 1602 года и сгоревшей в 1744 году, они отстроили в 1751 г., а вторую соорудили в 1781 г. Кроме них до нашего времени сохранился Ефремовский женский монастырь с церковью оконченной к 1761 г. Общий тип казачьего жилища в Ч. городе — "круглый курень", т. е. квадратный дом на высоком фундаменте с четырехскатной крышей, часто двухэтажный с нижним каменным и деревянным верхним этажами; перед входом крыльцо-рундук и сбоку от него наружная лестница на "галдарейку", опоясывающую весь дом на уровне второго этажа. Наверху дома жили, а внизу сохраняли хозяйственный инвентарь. У старообрядцев там иногда помещалась моленная. Но было также много домов особенного типа: квадратные в плане, каменные двухэтажные с чрезвычайно толстыми стенами, а помещения нижнего этажа были с массивными кирпичными сводами. В жилых комнатах большие голландские печи, выложенные узорчатыми кафлями, на окнах снаружи — массивные железные решетки; двери и ставни также железные, кованные; над окнами — выложенные из кирпича украшения в стиле барроко. Крыша высокая четырехскатная, железная. "Каждый такой черкасский дом выглядел фортом или замком, где более состоятельные или заслуженные Казаки в случае нужды могли защищаться от внешних нападений или укрываться во время нередких внутренних возмущений. Когда-то из такого дома до последнего заряда отстреливался и Кондратий Булавин" (проф. М. А. Миллер). К тому же город еще долго не оставляли в покое Крымские Татары и Кубанские горцы. Еще в 1717 г. Банты Гирей с Татарами пытался взять и разграбить Ч, Г., но "Казаки, затворившись, делали им сильное супротивление и тем от дальнейшего намерения его удержали" (Ригельман).
Большая полая вода донских разливов заливала почти весь город и часто подходила под самые двери жилых построек. Поэтому для дворов пользовались каждой возвышенностью (юром) и ставили дома не считаясь с улицами. Во время четырех - пятинедельных разливов, сообщение внутри города поддерживалось на лодках-каюках или по мосткам, устроенным вдоль магистральных линий на столбах высотою в 2-3 метра от земли. Такие мостки соединяли окраины с Правлением, церквами, кладбищем и рынком. По изобилию воды Ч. Г. называли в шутку "Донской Венецией". "Кладбище издали привлекало к себе внимание Ратницкой церковью, расположенной в
его центре. Всё кладбище было покрыто прекрасными памятниками, каплицами, мавзолеями, голубцами, мраморными и чугунными плитами на могилах. Тут находились фамильные усыпальницы знатных родов, известных в истории Дона: Ефремовых, Краснощековых, Малчевских, Иловайских, Паздеевых, Машлыкиных, Грековых и др. Тут были могилы знаменитых атаманов. ХVII ст. — Наума Васильева и Иосифа Петрова, атаманов казачьих войск в Азовских походах при Петре I — Фрола Минаева и Василия Паздеева". "Тут же на кладбище отправлялся старинный и трогательный обряд. Выступая в поход или на службу, Казаки собирались на кладбище возле Ратницкой церкви "в полной боевой". Служили панихиду по умершим и погибшим на войне. Затем прощались "на гробках" с родителями и брали с могилы землю, которую зашивали в ладанки и одевали на грудь. Если Казак погибал на чужбине и его хоронили в чужой земле, то на нём лежала горсть родной земли" (проф. М. А. Миллер).
В 1743 г. Войсковой атаман Даниил Ефремов, посоветовавшись со старшиной, начал постройку каменных стен вокруг города. Разрешения на это у русских властей он не спрашивал, и потому комендант крепости св. Анны тотчас же донёс об этом в Петербург. Военная Коллегия начала дело. Стену разрешили окончить, но только со стороны турецкой", а "со стороны Российской каменного строения" возводить "накрепко" запретили.
С продвижением России к берегам Черного моря и после покорения казачьих земель, Ч. Г. потерял свое былое значение столицы независимой Донской республики. Мало того, он оставался воспоминанием о прошлом, неприятном для империи. Поэтому атаману Платову была подсказана мысль о желательности основания другого административного центра для Донского края, который всё еще сохранял некоторые следы автономности. Таким образом в 1805 г. возник город Новочеркасск, куда перешел не только Войсковой Стан со всеми правлениями и должностными лицами, но и несколько станиц полностью: Прибылянская, Дурновская, Скородумовская и три Рыковских, вместе с поселением базовых Татар, для которых основано предместье Хотунок или Татарская слободка. Не захотели уходить со старого места только самые ранние станицы: две Черкасских, Средняя и Павловская. Они объединились под именем станицы Старо-Черкасской и до 1920 года оставались хранителями памятников казачьей старины.
ЧЕРКАССКИЙ ОКРУГ — до 1920 г. административный район во В. В. Донском; свыше 300 тысяч жителей, Казаков и иногородних; 9.350 кв. клм. с центром в г. Новочеркасск; другой город — Александровск-Грушевский, Казаки проживали в ст.: Аксайской, Бесергеневской, Богаевской, Грушевской Егорлыцкой, Заплавской, Кагальницкой, Кривянской, Манычской, Мелеховской, Мечетинской, Старочеркасской и Хомутовской.
ЧЕРКАСЫ — 1) Русское название кавказской горной страны; Черкасии (см.). 2) Жители Сев: Кавказа в старинном русском произношении; в летописях, это прозвище применялось ко всем народам проживавшим в стране Черкасии, но иногда называют им и предков Днепровских Казаков, без сомнения, зная о их кавказском происхождении. После прихода в наши степи Половцев - Кыпчаков и падения Томаторканской. державы, на границах Киевской Руси стали скопляться её недавние жители: Торки, Берендеи, Торпеи и другие. Они прослыли там под прозвищем, "Чёрные Клобуки". А в Московском летописном своде конца XV века под годом 1152 поясняется: "Все Чрные Клобукы, еже зовутся Черкасы". То же повторяется и в Воскресенской летописи. Позднее от этих Черкас стали отличать Ч., Пятигорских, среди которых всё же оставалось немало христиан славянской речи. Для Кавказа понятие Ч. пришло на смену такому же общему и неточному летописному прозвищу Касаги, Касоги, Казяги. На Днепре оно надолго закрепилось за Казаками и много раз встречается в русских актах, причем тот народ, который в них фигурирует под именем Ч., по современным им польским данным известен, как Казаки. Полное Собрание Законов Российской империи пользуется термином Ч. еще и в 1766 году. , В томе XVII под № 12733 значится: "Кто из помещиков, захватив в свое владение из порозжих Государевых земель; поселил на тех землях разных наций людей, яко то Малороссиян и Черкас и другого звания, которых в вечность за собой укреплять запрещено, а они за ними остаться и ныне пожелают, то на оных Малороссиян и Черкасов отмерить те земли на число душ".
Русский историк Н. М. Карамзин имел достаточно оснований для того, чтобы сделать свой знаменательный вывод, считая, что имя Казаков "в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первое жилище Малороссийских Козаков, — говорит он дальше. — Торки и Берендеи назывались Черкасами: Козаки также. Вспомним Касогов, обитавших по нашим летописям между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую Императором Константином Багрянородным в сих же местах; (...) столько обстоятельств вместе заставляют думать, что Торки и Берендеи, называясь Черкасами, назывались и Козаками". Карамзин считал Черкасов народом славянизированным и иных Славян кроме Русских на востоке Европы не признавал: Они "под именем Козаков составили один народ, который сделался совершенно Русским, тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими".
Ч. скопились у Днепра в XI веке под давлением кочевников, пришедших из Азии. Враждебные Кыпчакам, для Татар Золотой Орды они оказались полезными соратниками и обратились в часть Ордынских Казаков. Обратный отход на восток Ч. начали в XVI в., а в конце XVIII ст., по воле императрицы Екатерины II, они возвратились на земли древней Черкасии, но уже с новым официальным именем Черноморских Казаков.
Но в ХI-ХII вв. не все казачьи предки покинули Кавказ. Часть из них, по русским данным (историки Болтин и Татищев), вызвана баскаком Курского княжения Ахматом в 1282 году и вскоре эти Казаки-Черкасы построили на Днепре город, названный их прозвищем Черкасами. Кроме этого, Ермолинская летопись под годом 1445 сообщает: "Тоже весны царь Махмет и сын его Мамутяк послали в Черкасы по люди и прииде к ним две тысячи
Казаков". Через полвека С. Герберштейн и Матвей из Мехова говорят в своих сочинениях о проживавших в Пятигорьи христианах славянской речи. Эти остатки казачьих предков ушли оттуда на Терек и Дон, а частично под Астрахань и на Днепр, во второй половине XVI века, когда на Сев. Кавказ вторично нахлынули турецкие армии. 3) Город на Днепре построенный Казаками, выходцами из Черкасии. Ранний русский историк И. Волгин, на основании данных какой-то пропавшей хроники, говорит: "В 1282 г. Баскак Татарский Курского княжения, призвав Черкас из Бештау или Пятигорья, населил ими слободы под именем Казаков". Но эти Казаки, "не обретши себе безопасности там, ушли в Канев к Баскаку, который и назначил им место к пребыванию ниже по Днепру. Тут они построили себе городок или, приличнее, острожок и назвали Черкасы, по причине, что большая часть из них была породою Черкасы". В основной Лаврентьевской летописи листки относящиеся к этому времени тоже исчезли.
Другой ранний историк" В. Н. Татищев говорит об основателях города со злостью: "перные козаки, зброд из черкес горских, в княжении Курском в 14 ст. явились; где они слободу Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и разбоями промышляли; потом перешли
на Днепр и город Черкасы на Днепре построили" (В. Н. Татищев, История Российская, М.-Л. 1963, т. II, стр. 240). Татищев, большой казакофоб, переносит время появления Черкасов в Курском княжении на XIV ст., но события, связанные с этим, по летописным данным, происходили тогда, когда темник Нагай был еще жив, а он погиб в 1300 году.
От конца XV в. Ч. служили пограничным пунктом Вел. кн: Литовского; в 1528 г. выдержали осаду Крымских Татар; в 1553 г. князь Дмитрий Вишневецкий с местными Казаками отбился там от нападения хана Девлет Гирея. От этого времени до Богдана Хмельницкого Ч. служили центром управления для Казаков, попавших в границы Литвы. Во время Казачье - Польской войны город переходил из рук в руки и совершенно обезлюдел. От 1797 г. Ч. — уездный город Киевской губ.; ок. 40 тыс. жителей, пристань на Днепре, ж.д. станция, винокуренная и свеклосахарная промышленность. От 1920 г. принадлежит Украине.
ЧЕРКАСЫ ГОРСКИЕ — на языке русских актов XVI-XVШ вв. это общее название для северокавказских горских народов; их отличали от Черкасов Днепровских и Донских. Т. к. все Горские Казаки, Гребенцы, во второй половине XVI в. ушли в степи, на Терек, на Дои, Днепр и под Астрахань, рус-ский термин Ч. Г. обозначал только тех Горцев, которые живут на Кавказе и поныне. |
http://www.cossackdom.com/enciclopedic/ch.htm
В Донбассе очень много живет потомков донских казаков, которые бережно относятся к своей истории. И мне, как Вашей землячке и потомственной донской казачке, за Вас просто стыдно, что Вы, ленясь учить историю своего народа, жуете хохляцкую (украинцы, появившиеся при СССР как народ, все же историю других народов уважали) жвачку. Или вы не из коренных донбасцев, а из манкуртов залетных? Там таких тоже хватает. _________________ "Фашизм - это западная демократия на высшей ступени развития." С.Г.Кара-Мурза |
|